Своеобразие народного зодчества Верхнего Поволжья
в XIX веке обусловлено историческим и социально-экономическим развитием края.
Развитие капитализма и проникновение капиталистических отношений в деревню в
начале XIX века протекали в Нижегородской губернии особенно бурною Эта губерния с ее центром -
Нижним Новгородом находилась в особенно выгодных условиях: здесь пересекались важнейшие водные и
сухопутные торговые пути, что способствовало экономическому развитию края. В деревнях и селах
широкое распространение получили различные ремесла. Благодаря этому, во-первых, в деревню проникала
городская культура, а вместе с ней и элементы городской архитектуры конца XVIII-начала XIX века, влиявшие
на развитие народного зодчества, и, во-вторых, развертывалось большое домовое строительство с
привлечением артелей, состоявших из народных мастеров - плотников и резчиков.
Высокое строительное и декоративное мастерство, отличающее
большинство сооружений народного зодчества рассматриваемого периода, отчасти объясняется глубокими
связями домового строи-тельства с искусством строить и украшать резьбой волжские суда. Недаром "глухую"
домовую резьбу нередко называют "барочной" резьбой и "корабельной" резью.
Искусство корабельной рези
имело вековые традиции, и когда в XIX веке плотничьи артели, строившие барки и беляны, в связи с
развитием пароходства стали все более переключаться на домовое строительство, они с успехом применили
корабельную резь для украшения крестьянских домов.
Народные мастера сумели воспринять и применить отдельные принципы и приемы русской
классической архитектуры конца XVIII-начала XIX века в соответствии с традициями народного
искусства и создать яркие, своеобразные архитектурные произведения, отли-чающиеся высокими
художественными достоинствами и большой самобытностью.
Наиболее распространенным типом жилых сооружений приволж-ских
районов Нижегородской области является одноэтажный дом клетью.
Клеть - это сруб из горизонтальных рядов бревен (венцов), обычно приближающийся в плане
к квадрату. Такие дома составляют основную застройку почти каждой деревни. Однако наряду с этим
основным типом композиции жилья немалое распространение получили одноэтажные пятистенки - дома,
в которых имеется руб-леная пятая стена, разделяющая избу на две половины.
Распространены были также
и двухэтажные дома, обычно представляющие собой клеть, поставленную на клеть, или пяти-стенок, поставленный
на пятистенок.
В плане одноэтажный дом клетью представляет собой вытянутый прямоугольник,
состоящий из клети зимней избы, прирубленных к ней сеней и еще дальше клети летней избы. В то время
как в доме клетью главный фасад, как правило, имеет три окна, в пятистенке - пять окон. Здесь на фасад
выходят два помещения, разделенные поперечной стеной: близкая к квадрату зимняя изба с тремя окнами и более
узкая горница с двумя окнами. Входы в эти помещения находятся в сенях, где нередко имеется ряд кладовых.
В двухэтажных домах в сенях размещается лестница, ведущая на второй этаж, в
котором обычно повторяется планировка первого этажа с его жилыми помещениями и кладовыми.
В объемной композиции дома важное значение имеют двор и его
связь с домом. Для районов Нижегородской области характерны дворы, расположенные сбоку от жилого
помещения и имеющие самостоятельное покрытие. Эти композиции строятся по принципу двухрядной связи
[2]. Иногда двор помещается между двумя жилыми сооружениями или
между жильем и служебной постройкой, образуя трехрядную связь. Но встречается и однорядный тип
жилья.
Фрагмент резьбы фриза.
Примечание
"Однорядный тип жилья" (под одну связь) - это жилье, в котором все жилые
и хозяйственные сооружения расположены по одной оси и покрыты общей двухскатной кровлей. В двухрядном
жилье композиция строится по двум осям, в трехрядном - по трем.