Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте

От редактора:

    При подготовке к публикации описания свадебных обычаев Ветлужского края Макарьевского уезда, изданного Нижегородским статистическим комитетом в 1877 году по материалам, предоставленным М.М.Поспеловым, мы старались максимально сохранить диалектическое своеобразие, стиль и манеру изложения того времени, намеренно пренебрегая современными правилами русского языка. Значения слов и фразеологических оборотов, неиспользуемых в настоящее время, приведены в приложении к данной публикации.

От автора:

    Все народы имеют свои обычаи, и каждый дорожит этими обычаями. В них он видит свое родное, которое так отрадно и так дорого для него. Здесь цивилизация не редко подает руку невежеству и просвященный европеец имеет нечто общее с диким обитателем островов Фиджи и Таити хотя между ними и не может быть никакого согласия в воззрениях на свои обычаи. Обычаи под влиянием цивилизации постепенно обла-гораживаются, видоизменяются, наконец совершенно утрачивают свой первоначальный вид.

    Наш русский народ не менее других европейских народов имеет своих собственных обычаев, которые переходя у него из рода в род, из поколения в поколение, имеют громадное значение на его отличительный уклад жизни. Всматриваясь ближе в этот уклад жизни русского народа, мы увидим большое разнообразие в его обычаях, чему главным образом способствовали разные исторические, физические и интелектуальные силы его бытовой жизни. Так малорусс в своей бытовой жизни существенно отличается от великорусса, белорусс от жителя Мурмана (Мурманска, ред.) и т.д., не говоря уже о разных кочующих и оседлых степных обитателях нашего обширного государства.
    Следя далее за развитием бытовой жизни русского народа, мы увидим, что ярославец во многом отличается от рязанца, вологодец от харьковца, новгородец от тамбовца и т.д. Наконец перейдя в более тесную область одной какой-либо губерни, мы увидим, что и тут один уезд имеет много отличного от другого уезда. Арзамасец держится своих обычаев, балахонец – своих; что нравится ардатовцу, то кажется смешным семеновцу, и наоборот.
    Даже один уезд нередко разнообразится в обычаях своей бытовой жизни. Такое разнообразие в обычаях, между прочим, заметно и в Макарьевском уезде Нижегородской губерни. Житель нагорной стороны этого уезда держится своих обычаев, житель луговой стороны – своих, а житель Приветлужского края почти ничего не имеет общего и с тем и с другим соседом. Отделенный от остального мира большим пространством леса, он крепко держится своих собственных обычаев, завещенных ему от дедов и прадедов и с детски наивной любовью относится ко всем этим своим обычаям. Но едва-ли не более всего заметно разнообразие в свадебных обычаях нашего народа. По существу своему этот акт жизни настолько важен, что народ не мог не обставить его разными обычаями, особенно имея в виду тех ведунов и колдунов, которые всегда появлялись там, где их не спрашивали, и своим появлением наводили ужас, как на новобрачных, так и на всех поезжан, начиная с "тысяцкаго" и оканчивая "лагунником".

    По долгу своего бывшего пастырского служения мне не редко доводилось наблюдать за свадебными обычаями жителей Ветлужского края Макарьевского уезда и я решился взять на себя скромную задачу описать эти обычаи. Насколько я успел выполнить эту свою задачу судить конечно не мне. Но не "мудрствуя лукаво" скажу, что буду весьма доволен, если по соседству со мной найдется другой наблюдатель народной жизни этого края который, задавшись той же целью, т.е. целью этнографического описания этого края, выполнит то, что мной было упущено из вида, и таким образом довершит начатую мной задачу.

М.М.Поспелов



СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ

Ветлужского края Макарьевского уезда

    Весна… Красное солнышко начинает сильно пригревать, из земли выходит пар, озими встрепенулись. В селе виднеются местами зеленые лужайки, зазеленелась и береза.
    Праздник… Народ и стар и млад высыпал на улицу, старики уселись на бревнах и заваленках; малые ребята копошатся и там и сям, а молодежь водит хороводы: красные девицы щеголяют в московских шерстяных сарафанах, белых коленкоровых рукавах, плисовых душегрейках, из-под которых виднеется конец алой или голубой ленты, заплетенной в длинную косу, и в щегольских полусапожках, надетых на белые или росписные чулки.

    Молодые парни тоже для праздника принарядились в шерстяные или кумачные рубашки, плисовые шаровары, суконные поддевки и черные с высокими подборами и медными подковами сапоги. Веселье принимает более и более оживленный характер. Местные остряки не скупятся на каламбуры; девицы то и дело хихикают. Но вот, среди хоровода похаживает статный детина; одной рукой он уперся в бок, другой покручивает усики и с самодовольным видом оглядывает всех красных девушек.

    Это наш "Чурило Пленкович", на которого по народной былине:

Где девки глядят – заборы трещат,
Где молодушки глядят – оконницы звенят,
А старые старухи костыли грызут,
Все глядучи на молода Чурилушку...

    Это наш деревенский ловелас, от которого не одно девичье сердце вдоволь настрадалось, не одни алые уста горячо воспламенялись и не одни белые груди высоко воздымались. Но ни к одной из них на этот раз не льнуло сердце нашего "Чурилы".
    Лишь одна Таня Большакова надрывало ретивое у молодца Василия Оглоблина. Для нее-то он и усики покручивал, для нее одной и в хоровод пошел, не нее лишь одну он больше всех и поглядывал. Как поглядит на нее, та и зардеет, словно маков цвет; как улыбнется ей, та и ног под собой не чует. А больше всего она полюбилась ему за скромную речь и за тихий нрав. Все девки так и лезут на парней. Лишь одна Таня Большакова отстраняется от долгих рук парня-нахала.

    Между тем как парни и девки ведут хороводы, отец и мать Василия, сидя у косящатого окошка, ведут такую промеж себя беседу:
    - "А пора-бы, мать, нам Васютку и поженить, как-бы не избаловался; да и тебе тяжело управляться одной со всем хозяйством".
    - "Как знаешь, отец, я не против этого. А к кому-бы этак посвататься?".
    - "Надо сперва его спросить: нет-ли у него на примете какой невесты; ведь нынче не прежние времена – парни и девки сами себе выбирают суженых".

    - "Да, теперь совсем ведется не по-старому; а прежде на счет этого круто было. Помнишь, как твоего-то отца бурмистр высек за то, что он не хотел тебя за меня?.. Да и тебе тогда не мало досталось за твое упрямство, однакожь прожили свой век, не смеша людей. А ныне все стали жениться по любови; да что-то эта любовь не оченно прочна; полюбятся, потом глядишь, жена и шмыгнет от мужа или в свой дом друга приветит; и муж, глядя на нее, тоже сударушек заведет, и пойдет все в доме коромыслом".
    - "Ну уж ты начнешь причитать без пути, без дела; как будто при женитьбе без любови и не может быть раздор между мужем и женой; еще скорее от нелюбого мужа или постылой жены все худое на разум пойдет… А я вот что тебе скажу: давно я замечаю, что наш Вася сильно засматривается на Таню Большакову, и иногда думаю своим худым разумом, что эта пара хоть куда".
    - "Что-же? Я не против Татьяны, девушка она смирная, работящая; одно немного неладно, что одежонки мало, да и отец крутенек; ну да одежда – дело нажитое, а отец будет в стороне. Надо ужо покалякать с сыном, а потом и сваху пошлем к дяде Вавиле; кстати теперь лишняя работница нам очень нужна в дом"…..



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz