Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Ветлужского края Макарьевского уезда

(продолжение)

    В конце песни брат ее, получив деньги, сажает свою сестру рядом с женихом, за что в это время она его и укоряет. Севши с женихом, она начинает выть дружке – другому виновнику того, что ей пришлось сесть рядом с чуже-чуженцом.

"Ну спасибо, дружка ласковый,
Дружка ласковый, обманчивый,
Раздробил мою головушку**
Зазнобил, да сердце ретивое.."


    Примечание автора:
    ** - в это время дружка три раза ударяет жениха и невесту головами, - в знак их соединения.

    Последние слова "..В твоих очах, да не в твоих руках, Не в твоей, да воле-большине, не в твоей я белой горнице, у своих да у родителей" - невеста поет тогда, когда жених берет ее за руку, и свою ногу закидывает за ее ногу; в это же время он обыкновенно старается подложить под себя конец ее шубы, для того, чтобы "волю ее прижать". Между тем невеста снова поет:

"Погляди, моя родимая,
Что от печки от кирпичные,
От залавка белолипова,
Через брусики лежачие,
Через скамьи-то стоячие,
Через столики дубовые,
Через тех, да через добрых людей,
Через скатерти все браные,
Через ествица (кушанья) сахарные,
Через питья все медвяные,
На меня, да молодехоньку:
Нарядно-ли я наряжена,
Возле ровни-ли посажена,
Что не ровня добрый молодец,
Не ровня, не верстанничек,
Хоть годами-то не старее -
Умом-разумом исправнее."

    После этого причитанья невесты, дружка произносит йисусову молитву и, обращаясь к отцу невесты, говорит: "Прикажите нашего князя новображного дарить; спасены-ли у вас дары? Если не спасены (не припасены), своим будем дарить".
    Выходит сваха невесты. Дружка снова произносит йисусову молитву и, обращаясь к жениху, говорит:
     "Встань, государь, на резвы ноги, очисть ясны очи; в очи я вас вижу, погибели не чаю, чашу вам наливаю. Спаса на помощь призываю; чаша стеклянна, в чаше прими для любья, выкушай для здравья (жених чашу принимает из рук дружки). После чаши здрав будь, государь мой; от великого Николы канун пей, от пресвятые Богородицы хлеб кушай, от княгини новображной дары получай, и княгиню новображную люби, да жалуй, да на добро поучай; к чему сам горазд, и ее поучай, а на дары не повещуй (не взыши)".

    После жениха дарят и других лиц: смотря по условию, или невеста дарит и ту и другую сторону, или-же каждая сторона дарит своих родных.**

    Примечание автора:
    ** - Своих родных женихова сторона дарит обыкновенно не в доме невесты, а в доме жениха, когда после пира придут от невесты и сядут ужинать или обедать.

    По окончании этой церемонии дружка продолжает: "По всей светлой светлице, по всей белой горнице из кута по лавкам, по залавкам, по скамейкам, по кривулькам, тут сидят дедушки и дядюшки, усаты, бородаты, холосты, не женаты: кто пожилой молодец – будь дядюшка; гвоздари, бочкари, малые ребята, - синие пупки, кривые желудки, зелены сопли, - кто из вас резвый? Тот кушай стакан пива".

    Резвый выпивает стакан пива. Затем зажигается свечка перед иконами; поддружка наливает стакан пива, дружка подает его отцу невесты, который, в свою очередь, передает его тысяцкому (крестному жениха), сам берет икону, а жена его хлеб с солью. Все встают. Дружка в это время произносит йисусову молитву и ведет такую речь:
    "Батюшка княгини новображной! Встань, повыступи, прими чашу для любья…" и пр. "Умел ты свое чадо милое на белых руках лелеять; твое чадо милое съизнова перерождается, в цветное платьице наряжается, горючими слезами заливается, шелковым платком утирается, во резвых ногах валяется и просит у вас чистого благословеньица, - пройдти по середине пола, войдти в новые сени, сойдти на калинов мост, выйдти на широкий двор, садиться на добрых коней, брать в левые руки тесмяные возжи, в правые руки – шелковые плети, бить нам добрых коней по правым бедрам, ехать нам по крутым горам; ехать нам горами, долами, крутыми берегами, темными лесами, топучими грязями, селами, городами, деревнями, слободами, подъехать нам ко божей церкви, взойдти нам в божию церковь, чудному образу помолиться, в землю челом поклониться, на одно подножие встать, золотыми перстнями поменяться и на буйну голову злат венец надеть и злат крест поцеловать".

    Жених и невеста молятся в землю и получают благословение от отца невесты. Затем дружка с той-же речью обращается и к матери невесты, которая, в свою очередь, также благословляет их. Но перед благословением родителей, невеста не упускает случая повыть:

"Уж вы дайте-ка, приятели,
Благословенье мне великое,
Что идти, да молодехоньке,
Во матушку, да во божью церкву…"

    В это время обыкновенно жениху и невесте кладут в карманы по луковице и втыкают в одежду иголки – для того, чтобы их не испортили. Те же предосторожности принимают и все поезжане. После благословения жениха и невесты все молятся и выходят из избы. Во время выхода из избы невеста опять воет, и на этот раз не совсем лестно для своих родителей:

"Вы живите-ка, приятели,
Без меня, да молодехоньки,
Вы живите, боготите…
…Как зверя старого из леса,
Меня, младу, вы из дома".

    Жених ведет невесту за руку на двор. На дворе ее отнимают от него подруги, будто бы для перевязки. Дружка идет выручать невесту, но отходит от девушек "с носом". Тогда он берет с собой жениха. Жених дает им за нее деньги, и они выдают ему невесту, заставив наперед назвать ее по имени и отчеству. После того жених сажает ее в сани. Но и здесь девушки не дают ему покоя. Они всячески стараются помешать ему усадить свою невесту и хватают ее за одежду, за руки, за ноги и пр., и если жених оказывается при этом малосильным, то смеются над ним.

    Между тем дружка в это время с хлебом, солью и медным распятием три раза обходит вокруг поезда, отталкивая посторонних зрителей в сторону. Затем поезд выезжает из ворот и, отъехав небольшое пространство, останавливается. Дружка едет назад к невестину отцу. За ним караульный затворяет ворота. Он входит в дом и от лица жениха приглашает отца, мать и прочих родных с невестиной стороны в гости к жениху. Приглашение свое он выражает так:
    "Господи Йисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас (крестится). Батюшка княгини новображной! Встань на резвы ноги, открой свои ясны очи и пр…"
    "Просит наш князь новображный к себе в гости. И просит вас покорно собраться в гости: против тысяцкого - тысяцкому, против бояр - боярам, против дружки - дружке, против свах - свахам. Сделайте милость, не вдвое и трое, а в десетяро приезжайте".

    После этого приглашения дружка просит позволения взять чего-нибудь на угощенье караульного или привратника. Ему дают стакан водки и на закуску кусок говядины, что он и передает привратнику. Затем дружка выезжает со двора и присоединяется к поезду. Этого приглашения впрочем не бывает, если поезд из церкви опять приедет в дом невесты.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz