Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Ветлужского края Макарьевского уезда

(продолжение)

    Покончив все эти щекотливые разговоры, засвечают перед образами свечку и молятся; после молитвы родители подают друг другу руки ("бьют по рукам"), посторонний человек разнимает их и начинается попойка, на которую обыкновенно приглашается вся невестина родня; угощает всех отец жениха.
    За вином назначают и время свадьбы. В это же время отец жениха спрашивает своего нового свата, приезжать ли с гостинцами и будет ли вечеринка накануне свадьбы. Тот соглашается. Редкий из них не соглашается, причем обыкновенно говорят: "У меня дочь не кошка, - со стола не спихнем ее; тоже 20 лет она работала у меня, неужели и стола ("вечеринки") не сделать". Да и неудобно было бы ему отказать в вечеринке; после в семействе мужа стали бы корить его дочь: "Какой у тебя батька, и вечеринки не сделал".

    Между тем как совершится рукобитье, невеста, поклонившись отцу и матери в ноги и сев за перегородку, тотчас же начинает причитать, или по местному выражению "выть":

"Исполать, мои приятели,
Что заправдалися приятели
Отдать меня, младехоньку,
Во те, да во чужи люди…"

    По окончании причитанья (всякое причитание сопровождается слезами), мать невесты идет к ее подругам и приглашает их к своей просватанной дочери. Те долго ждать себя не заставляют, и собравшись на-скоро, идут к своей подруге – невесте. На пути они поют песни. Определенных песен на этот раз нет; поют какую вздумают:

"…Как собирались, мои милые,
во смиренную** беседушку..."

    ** Примечание автора:
    В прежние времена беседки действительно были смиренные, и девушки, собиравшись для пряжи льна, только пели там песни и парней никогда к себе не принимали; но теперь беседки утратили свое первоначальное значение и сделались притоном разврата.

    Выслушав песню своих подруг, невеста просит своего отца и братьев, если они есть, запрячь для них "ворона коня" и прокатить их "вдоль улицы широкие". Те исполняют ее просьбу. После катанья девушки снова поют песни в доме невесты:

"Знала бы, знала, дура, замуж не пошла,
Лучше бы, я во девушках жила…"

    Девушек угощают пивом и вином. Затем они расходятся и в другой раз приходят к своей подруге-невесте уже не званные, а когда им вздумается. Уезжает домой и отец жениха в самом веселом расположении духа. Невеста остается одна среди своих близких родных, и снова "воет":

"Послушайте приятели,
Родимая матушка..."

    Своим "вытьем" невеста даже нарушает ночной сон своих родителей, и утром, когда они еще спят, будет их:

"Уж как спится вам, приятели,
Вся-то матушка темная ночь;
Уж как мне, да молодехоньке,
Не спалось всю темну ночь…"

    Днем при посещении родственников или подруг своих, невеста тоже "воет" и причитает.
    Не задолго до свадьбы родственницы жениха приезжают к невесте с гостинцами и передают эти гостинцы матери невесты. Гостинцы эти состоят из конфет, пряников, орехов и сладких пирогов с черникой, малиной, изюмом и т.д. Всех приезжающих сажают за стол и начинают угощать, или по местному выражению "честить".
    Честят сильно, так что перед своим отъездом все гости, как говорится, "лыка не вяжут". Во время пира они, между прочим, просят вывести к ним невесту, которая обыкновенно сидит за перегородкой. В сопровождении своих подруг нарядная невеста выходит к гостям, наливает пива и вина, подчует их. В тоже время она целует всех гостей – женщин, а те в это время ее рассматривают. После этого она снова уходит за перегородку и начинает "выть".

    После пирушки гости разъезжаются, и в другой раз приезжают к невесте уже накануне свадьбы. В тот день утром невеста обыкновенно созывает своих подруг и просит их истопить для нее баню. Те истопят и ведут ее в баню с песнями. В руках в это время они несут веник, увязанный бантиками. Баню обыкновенно выбирают где-нибудь подальше от села или деревни, что-бы большее пространство пройти им с песнями:

"Туман, туман при долине,
Лист широкий на малине;
Есть пошире на дубочке;
Манил молодец девочку…"

    В бане девушки моют и парят свою невесту-подругу тем разукрашенным веником, и при этом не редко щиплют, при чем спрашивают: "Как жениха зовут?". При одевании невеста снова "воет":

"Как оставьте-ка сударыни,
Меня в той бане жаркой,
Чтоб прошла такая славушка…"

    А придя в дом, она просит своих подруг причесать ей голову:

"Как заплетите-ка, сударыни,
Мою косу русую,
Как вплетите-ка, сударыни,
Разноцветну алу ленточку..."

    Подруги исполняют ее просьбу. Она благодарит их за жаркую баню и сажает за стол обедать. Сама же сидит возле стола и ничего не ест, а только причитает.
    По выходе из-за стола, она просит их не оставить ее на "завтрашний господень день" и кланяется им в ноги. Подруги уходят. В тот же день сестры, тетки и другие родственницы со стороны жениха приходят или приезжают к невесте с пирогами, и дожидаются там приезда жениха, который на вечеринку приезжает с отцом и матерью. На вечеринку женихов отец обыкновенно привозит и условленный "выговор" за невесту, состоящий из денег, муки, шубы и прочего, а жених привозит своей невесте платок, ситцу на сарафан, башмаки и т.п. В свою очередь и невеста его отдаривает – рубашкой, штанами и поясом. Иногда она дарит его отца с матерью: отцу дарит "утирку" (полотенце), а матери – рукава. Отец за подарок невесты платит ей от 1 до 2 рублей.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz