К истории
ТЕРЮШЕВСКОЙ ВОЛОСТИ

Арапиха
Бакшеево
Березники
Большое Сескино
Большое Терюшево
Борисово
Борцово
Вармалей
Вышка
Зубаниха
Кривуша
Кужадон
Кужутки
Кудрино
Лапшиха
Льготка
Макраша
Малое Сескино
Малое Терюшево
Мирша
Муравьиха
Новая Елховка
Новое Борцово
Новое Покровское
Новое Тепелево
Пилекшево
Румстиха
Сарадон
Старая Елховка
Старое Тепелево
Суроватиха
Татарская
Теплое
Учеватиха

Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

Дворяне российские
В разделе:



НИЖЕГОРОДСКОЕ ДВОРЯНСТВО

А. Шабашов © 2015
к истории села Рождественский Майдан
(продолжение)

КРЕСТЬЯНЕ ГОСПОЖИ АРСЕНЬЕВОЙ






Загадочная Наталья Юрьевна

   Загадочная госпожа Арсеньева… раз за разом перечитываю публикации специалистов, труды и воспо-минания близких родственников, но образ госпожи Арсеньевой не вырисовывается...
   Внук ее, Василий Сергеевич, в своем известном труде «Род дворян Арсеньевых 1389-1901», опублико-ванном в 1903 году, почти через год после смерти Натальи Юрьевны, уделил родной бабке лишь пару строк за №584:

   «Наталья Юрьевна Арсеньева, урожденная княжна Долгорукая; помещица Белебеевского, Нижегород-ского, Новосильского и Орловского уездов.
   Имеет кавалерский крест Креста Святого гроба Господня (1896)
»


   Кавалерствующая дама Наталья Арсеньева

   Следует заметить, что даже в этих строчках много интересного. Например, факт посвящения в 1896 году Натальи Юрьевны Арсеньевой в дамы рыцарского ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского с правом ношения креста.
   Дело вовсе не в уникальности случая посвящения женщины в военный рыцарский орден, официально одобренном 256-м Папой Римским Львом XIII (1810-1903) начиная с 1888 года, а в том, что данный орден католический и, следовательно, Наталья Юрьевна Арсеньева, православная от рождения, уже в зрелом возрасте, вероятно, приняла католицизм, перейдя в лоно католической церкви.

   Хотя, как указывалось автором ранее, в биографии ее сына Ивана Васильевича (1862-1930): «Наталья Юрьевна, воспитанная с детст-ва в духе истинного православия, очень чтила митрополита Филаре-та (Дроздова), а свое благоговейное отношение к памяти святителя она передала всем своим детям...»

   С одной стороны, этот факт совершенно не укладывается в пред-ставление о семействах Долгоруких, «питавших горячие симпатии к старообрядческой церкви» и Арсеньевых, особенно в отношении супруга Натальи Юрьевны – «смиренно преданного сына Право-славной церкви» Василия Сергеевича, в чем легко удостовериться ознакомившись со статьей «Николай Арсеньев: вдали от Родины, но сердцем с ней», опубликованной в «Вестнике Московского Универ-ситета» в 2007 году:

   «...Василий Сергеевич Арсеньев, и по внешнему своему облику принадлежал скорее веку восемнадцатому.
   Дедушка был не только христианский философ и мистик, но и горячо убежденный, горячо верующий и смиренно преданный сын Православной Церкви, ...его любимыми книгами были Творения Святых Отцов Востока и Запада, недаром двое из его пяти сыновей – дяди будущего религиозного философа Николая АрсеньеваИван Васильевич и Николай Васильевич – задолго до русской революции 1917 года приняли священство. К этому их подготовила атмосфера родительского дома...
»

   Одновременно, исследователи находят возможным привести и противоположные факты, свидетельст-вующие об изменениях в мировоззрении родителей Натальи Юрьевны, каковые, например, имеются в выступлении Л.В. Давыденко на семинаре РХГА:

   «Интерес к внутреннему оформлению человечества» берет свои истоки в семье Арсеньевых. Князь Юрий Алексеевич Долгорукий и его жена Елизавета Петровна (урожденная Давыдова) были родите-лями бабушки Николая Сергеевича по отцовской линии. Они хорошо знали Хомякова и ценили сочи-нения швейцарского пастыря Александра Винэ (1797-1847), профессора истории литературы Лозан-нского университета. Винэ мечтал о сближении между христианами, взаимопонимании, особенно меж-ду протестантами и католиками.
   В 1842 году князь Юрий Алексеевич Долгорукий специально приехал в Лозанну для встречи с Винэ и пробыл там две недели, каждый вечер от 6 или 7 до 11 часов, проводя в беседах с Винэ...
»


   С другой стороны, подобный факт, в какой-то степени, может объяснить постоянный интерес к теме объединения религий и участия в экуменистическом движении ее сына Ивана Васильевича, известного более, как протоиерей Иоанн Арсеньев, а также решение о захоронении Натальи Юрьевны Арсеньевой, скончавшейся 8 июля 1902 года в Москве, в родовом поместье села Красного (Сергиевского) Новосиль-ского уезда Тульской губернии, а не вместе с многочисленными родственниками из рода Долгоруких, Арсеньевых и Давыдовых, нашедших последнее пристанище на кладбище Донского монастыря в Москве...
   К слову сказать, именно в некрополе Донского монастыря (участок №3) расположена могила отца Натальи Юрьевны – Юрия Алексеевича Долгорукого.

   Однако, и такие случаи не редкость, например, графиня Наталья Владимировна Орлова (1782—1819), дочь графа В. Г. Орлова, скончавшаяся в сентябре 1819 года в Пизе и захороненная на кладбище гречес-кой церкви в Леворно, также, по воле графа Орлова, была перевезена на кладбище в имение Отрада.

   Вероятно, именно понимание первопричин и последствий принятия Натальей Юрьевной католической веры могло бы открыть для читателей совершенно неизвестную сторону истории о госпоже Арсеньевой, но данная тема, к сожалению, не нашла отражения в известных публикациях и архивных документах.

   Хотя, как следует из статьи протоиререя Максима Козлова на сайте «Научно-богословский портал»:
   «...Столкновение подходов, принятых в Православной и Католической Церквах и в ряде случаев столь отличных, к решению внутрисемейных проблем при заключении брака между православными и католи-ками может привести к непростым болезненным ситуациям в семейной жизни...»


   Наверное, повторюсь, но найти упоминание или какие-нибудь детали из жизни Натальи Юрьевны Арсеньевой, удается с большим трудом...
   Одной из случайных находок стало упоминание о госпоже Арсеньевой в дневниках Святого Николая Японского, описывающего свой приезд в Москву с целью сбора средств на нужды миссии, а именно, на строительство собора в Токио в 1880 году.

   10 апреля 1880, Четверг 6–й недели Великого Поста
   К пяти часам — к Малиновскому (Малиновский Александр Михайлович), согласно его приглашенью; обед, за которым мадам Арсеньева (Наталья Юрьевна, урожденная княжна Долгорукая) и рассказ о Се-минарии, что семинаристы совсем не так грубы, искусства в Семинарии довольно развиты, препода-вание серьезней, чем в гимназиях; ее сын (племянник Дмитрия Сергеевича Арсеньева, воспитателя Великих Князей; она за его братом), теперь в Семинарии и не нахвалится Семинарией...

   Впрочем, отец Николай Японский вспоминает ее не единожды, но всякий раз без особого "энтузиазма" и каких-либо надежд на участие или помощь от мадам Арсеньевой в делах своих...

   1 апреля 1880, Пятница 6–й недели Великого Поста. Отстоял преждеосвященную обедню.
    Служил иеромонах, пели певчие хора содержателя Лебедева — человека четыре. После обедни сразу к графине. Там же были - княжна Репнина, Наталья Юрьевна Арсеньева (вчера рассказывавшая о столк-новении графини с старым графом Орловым где–то в Церкви, причем граф принял ее за салопницу, «посторонись, старуха», за что потом графиня грубо приняла его), князь Алексей Николаевич Ша-ховский (больной) и немало других...

   Отражение в дневниках нашло и еще одно важное событие для семьи Арсеньевых...

   22 мая 1880, Четверг. В Москве.
   Боже, скоро ль в Японию! Надоела Россия, то есть надоело безделье, как горькая редька! Кажется, скоро одурею!Приехавши домой, застал протоиерея Приклонского с греческим Новым Заветом и Японскими Евангелиями.
    Князь Александр Николаевич Мещерский с гувернером; поклон от княжны Александры Николаевны. Граф Сергий Владимирович Орлов–Давыдов — радостный, что женится скоро на Арсеньевой, дочери Натальи Юрьевны и сестре семинариста (Арсеньева Елизавета Васильевна)...

(продолжение следует)


   Примечания

   Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского: католический рыцарский орден, учрежденный Святым Престолом и непосредственно от него зависящий. Членами Ордена по всему миру являются представители королевских семей, преуспевающие бизнесмены, политики и научная элита (см. также проект "Свободная Энциклопедия")

   Экумени́зм: идеология всехристианского единства, движение за сближение и объединение различ-ных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений.

   Донской монастырь: ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный на юго-западе исторической части города Москвы. Основан в 1591 году на месте расположения т.н. "гуляй-города" после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея.

   Отец Николай Японский: до принятия монашеского сана, Иван Дмитриевич Касаткин (1836-1912) родился в селе Егорье–на–Березе Бельского уезда (Смоленской губернии) в семье дьякона.



    Раздел "Вот приедет":
    Александр Шабашов "Крестьяне госпожи Арсеньевой"
    Начало |1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|   Приложение: Дворяне Смирновы Нижегородские  Начало|1|2|3|4|5|


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1693
2013
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: rm-nnov@yandex.ru

NN counter top100 TopList Регионы России

Hosted by uCoz