Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Историческое описание
города Василя
Нижегородской губернии

В.Ф.Кудрявцев

Нижегородский статистический комитет, 1887


Публикуется
в сокращенном
варианте


ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ВАСИЛЯ

Нижегородской губернии

    Потеряв военное и торговое значение, Василь сделался незначительным посадом или даже поселком. Как укрепленный, Василь имел правителем воеводу, который управлял и той маленькой артиллерией, которая находилась при деревянной крепости, поставленной на горе.

    Воеводы управляли Василем, как видно из источников, только до времени смуты, произведенной Разиным. По усмирении разинцев, о воеводах, равно как и о крепости, нигде не упоминается: с этого времени Василь решительно потерял уже характер города, до самого 1708 года, т.е. до того времени, когда он, как город, был приписан к казанской губерни.
    Из воевод васильских известны: князь Иван Бахтеяров-Ростовский с 1554 года, князь Ромодановский в 1571 году, Хрущов в 1604 году, Гладков в 1642 году [1]. Из числа этих воевод Хрущов, служивший воеводой в Василе, первый из русских воевод признал Лжедимитрия I сыном Ивана Грозного [2].

    В разрядных книгах, кроме этого, упоминаются имена следующих воевод и начальников, командовавших находящимися при крепости Василя стрельцами: Осип Коноплев (1614), Богдан Семенов Сабуров (1617), за ним идет воевода князь Иван, княжь Романов, Гагарин в 1622 году. Далее вступает в управление Василий Иванов Жуков. В 1626 году упоминается об ярославце Федоре Малыгине, у которого под командой находилось 24 стрельца. Число пеших стрельцов при этом-же Малыгине увеличивается в следующем году до 43 человек.
    В 1630 году, при воеводе Федоре Кривцове, комплект стрельцов пополнился назначенным при них сотником. В 1635 году Василем управлял Никита Борисов Колычев, в распоряжении которого находилось 50 пеших стрельцов с сотником во главе [3].

    Когда из всех областей, городов и посадов назначался известный процент из местного населения против мятежников в Астрахани и в других местах, из Василя в 1635 году послано было в Астрахань десять человек, да в Черный Яр – 5 человек. В этом-же году в Василе считалось собственно посадских и бобылей 49 человек [4].
    Но эта цифра не обнимала всего народонаселения Василя, ибо в перепись эту не вошли кабальные люди, захребетники, приходцы, подсоседники и дети всех сословий. Несколько-же позднее, по переписи, сделанной в 1646 году Богдановым, Змеевым и подъячим Степаном Ушаковым, жителей значится 223 человека. В этой переписи указаны не только звания жителей и их детей, но указаны даже ремесла и занятия некоторых из них*.

    Так видно, что в Василе был один портной, один кузнец, два наймиста, два ярыжки, один пастух; кроме того в Василе было четверо нищих, из числа которых трое слепых. О стрельцах-же в этой переписи совсем не упоминается.

    Не обойдем молчанием и времени появления Стеньки Разина, ареной деятельности которого служила вся Волга, на которой и стоит город Василь. Тяжелый и кровавый след оставался на всех тех местах, где был сам Разин или где клевреты и вольница его успели поднять и взволновать народ. Василю, наравне с другими поволжскими городами, пришлось недешево поплатиться за участие во всеобщем мятеже, произведенном Стенькой Разиным.
    Когда Разин был еще под Симбирском, казаки его рассеялись по нынешним губерниям симбирской, казанской и нижегородской, смущая везде народ и подымая его против Москвы.
    Особенно-же взволнована была страна между Нижним, Муромом и Арзамасом, и по нижнему течению Волги. Шайки Разина бродили повсюду и жгли селения. Разбитые в одном месте, они разделялись на мелкие отряды, расходились по сторонам без всякого плана. Вольница эта провозглашала везде вольную волю, освобождение от бояр, разрушение утвердившегося мало по малу порядка; повсюду были распускаемы слухи, что Степан Тимофеевич стоит за царевича Алексея Алексеевича, который-де не умер, а находится в разинских таборах.

    В других местах клевреты Разина указывали православным, что и низложенный патриарх Никон находится там-же. Горожане и поселяне, много терпевшие от воеводского управления и потому затаившие глухой протест в душе, охотно слушали эти ласкающие слух "прелестные" речи, и ради вольной воли, оставляли своих притеснителей воевод. Долго таившийся протест вышел наружу; накипевшая злоба против притеснителей выразилась в том, что они предавали мучениям и казням своих начальников. В 1670 году, когда волнение, производимое мятежниками, обхватило все Поволжье и прилегающие к нему места, и Василь, по примеру соседнего города Козьмодемьянска (в 40 верстах), взволновался.
    Взбунтовавшиеся козьмодемьянцы схватили своего воеводу и убили, а вместе с ним убили и подъячего, заведывавшего судной (судебной) частью; также растворили острог и выпустили оттуда всех заключенных. Ожидая себе такой-же участи, васильский воевода убежал из города, не надеясь сладить с мятежниками. В отсутствии его взволновавшиеся жители Василя ограбили казну, сожгли все грамоты и все дела, бывшие в производстве [5].
    Однако князь Барятинский скоро усмирил взбунтовавшихся козьмодемьянцев, из которых 60 человек казнил, а других подвергнул, в наказание за бунт и произведенную измену, различным истязаниям. Узнав, что сделалось с козьмодемьянцами, васильчане испугались, сдались добровольно Барятинскому и просили себе пощады. Так окончилось в Василе это смутное время разиновщины.

    Казаки и мятежники, истребившие все дела, разрушили вероятно острог и деревянную крепость, стоявшую на горе. С этого времени о крепости нигде не упоминается, равно не упоминается уже ни о воеводах, ни об артиллерии, которую держать было уже не к чему, да и не для чего. Как ни беден был Василь, но присутствие в нем воеводы, артиллерии и нескольких десятков стрельцов все-таки сообщало ему значение города; с удалением-же всего этого, этот город, полуразрушенный и разоренный мятежниками, стал вполне уже поселком, сохраняющим только тень города.
    В 1681 году, после произведенной разинцами смуты, дворов в Василе считалось 193 [6]. Оправиться скоро после разрушительного погрома и придти в лучшее состояние Василь не мог. Положение жителей было не завидное: место было скудное, уезда у него не было, промыслов и торговли ровно никакой; всякий лес, матерой по рукописи, был вырублен; луга отняты; земли, которые лежали по Суре у Василя, были причислены к дворцовой барминской волости; окружен-же был васильский посад селениями черемис, которые смотрели враждебно на своих русских соседей, и которые искусстно воспользовались беспорядками во время разинских смут, отрезав старые межи и грани и отняв таким образом принадлежащие городу земли.

    Кроме пашни, васильчане не имели ничего, но и за эту пашенную землю, которая была к тому-же худородна, они должны были платить стрелецкие деньги, всякие подати, нести отъезжие и другие городские повинности. Одних стрелецких денег, т.е. денег на жалованье стрельцам, приходилось с Василя по новому окладу, с 1681 году 154 рубля, 13 алтын и две деньги [6].
    Между тем "в прошлых де годах", как писалось из казанского дворца, по челобитной васильчан, "изстари владели деды и отцы их васильгородской пашенной землей и на нагорной стороне реки Волги, и сенными покосами на луговой стороне, и черным дровяным лесом на нагорной стороне и на луговой…"
    Но так как крепости на те земли в смутное время "от воровских казаков подраны были", то васильчанам и трудно было, без документов, доказать свои прежние владения, захваченные черемисами. Поэтому споры из-за земель у васильчан с черемисами были частые.


    Примечание автора:
    * - "В Василе городе находится посадских людей 53 двора, а в них посадских людей и их детей и братьев и племянников и внуков 134 человека, да в тех-же посадских дворах 4 человека захребетника, 19 дворов приходцев, людей в них, их детей и братьев 34 человека, да в тех-же дворах 2 человека захребетника, да 11 дворов бобыльных людей, в них детей и братьев 27 человек, да в тех-же дворах 1 человек подсоседник, да сверх сказки посадских людей объявилось в посадских дворах детей 10 человек" (См. в московском архиве министерства юстиции переписную книгу посадских, бобылей, дворовых и кабальных в городе Василе, стр.610).

    Использованная литература
  1. "Городские поселения в российской империи", т.III, стр.301
  2. Костомаров "Смутное время самозванцев"
  3. "Разрядные книги" Том I, стр. 80,196,406,545,662,722,922,927 и 1358; Том II, стр.91,197,291,357,553,561,687 и 746
  4. "Разрядные книги" Том II, стр. 929-930
  5. Костомаров "Бунт Стеньки Разина"
  6. "Разрядные книги" Том II, стр. 929-930


    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz