Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

"Господине, крестьяне ся пропиваютъ,
а люди гибнутъ"
Кириллъ Белозерскiй
В разделе: Tractir
ИСТОРИЯ КАБАКОВ
В РОССИИ
по материалам И.Г.Прыжова
(для истории общественного и народного быта)
публикуется с сокращениями
В связи
с историей
русского народа


Водки без сахара | Водки сладкие | Ликеры | Пунши | Наливки | Шиповки | Квас | Пиво | Меды | Разные напитки

История кабаков в России

   ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ПОШЛИНЫ С ПИТЕЙ
   МЕДОВЫЕ ДАНИ. ПОДАТЬ С ХМЕЛЯ И СОЛОДА

   Повсеместное обилие меда и других продуктов, употреблявшихся для приготовления питей, вызвало установление пошлин (как пошло исстари) и мыта (дрн. muta, нвн. mauth - таможня), которые собирались с меда, с хмеля, с солода, а также натурой - медом и хмелем. Медовые дани известны были во всем славян-ском мире. Дубровник приобретал земли "со всеми правими медами" (Майк. Ист. Серб. Яз. 69).
   Древляне в 946 году платили дань медом и скорою (П.С.Л. I, 25). Мстислав в 1125 году установил собирать "со ста по две лукне меду" (ib. II, 225). Владимирский князь Мстислав Данилович, в 1289 году, за коромолу жителей города Берестья (Брест-Литовска), наложил на них дань, в число которой шло, между прочим, "со ста по две лоукне меду" (Собр. Грам. II, 8). Дань эта впоследствии носила название медовой дани, медо-вого (А.А.Э. I, 5), оброка медового, оброчного меда (Бел. Вифл. II, 189).

   В Новгороде, в договорах, по которым принимали князей, помещались и условия на право варить мед. По первой новгородской грамоте 1263 года князь посылал своего медовара в Ладогу: "а в Ладогу ти, княже, слати осетрьникъ и медовара по грамоте отца своего Ярослава". Но при этом новгородцы прибавляли: "а ту грамоту, княже, отъялъ еси, а та грамата, княже, дати ти назад". То же повторялось в договорных грамотах 1309 года с князем Михаилом Ярославичем Тверским, и даже в 1571 году с великим князем Иваном Василичем, которому новгородцы говорили: "и въ Ладогу вам слати осетрники и медовары по старымъ грамотам, по хрестнымъ" (Вивл. VI, 410-462).

   Дань ржовская с города Ржова, соседнего Иван-городу, и принадлежавшего сначала Пскову, потом Новгороду, литовскому королю, и наконец Москве, во время новгородского владения определялась так: "а люди на нихъ варятъ дванадцать варов пива, а дванадцать ночей ночовати имъ у волости, и въ осень дванадцать, и зиме дванадцать, - а Зенко Еховичь со своим племенемъ Владыце даютъ чотыри пуды меду пресного, - а великому князю московскому съ тыхъ двухъ третей ничого не давали, а Владыце новго-родскому и боярам новгородским большей того не хоживало ничого, как въ списку стоитъ, как поведаютъ старые люди".
   Так все велось до тех пор, когда царь взял Новгород, и вечо им сказил, и началось то, чего прежде не бывало... "А того здавна не бывало", - продолжает записка о ржовской дани, "што владычнимъ бояромъ ездити по тымъ жеребемъ, много нижли только одно посельникъ ездитъ по тымъ варомъ пивнымъ, поки объедетъ пива, а объехпвши пива прочь едет и прикажетъ Ржовитину заведать отъ себе как вышей писано". "То какъ вжо князь великий Новгородъ зневолилъ и вечо имъ сказилъ" - заключает записка, то бояре новгородские "живутъ на волости, судятъ и рядятъ и люди грабятъ, и берутъ, што хотятъ, и мучатъ люди, а съ Москвовичы съ Костентиновыми слугами посполу съезджаются - одна ихъ вся дума" (Сбор. Мух. 43-49).

   Но было время, когда этих вещей не делалось даже во владениях самого московского царя. Поместья раздавались еще с тамгою и бортью, как потом стали раздавать их с тамгою и кабаком (Собр. Грам. I, 21, 22). Оброчными варями княжескими заведывали волостели и даньщики: "а коли ны будеть слати своихъ даньщиковъ въ городе и на вари, и тобе слати съ нашими данщики своего данщика, опричь Ростовця и Перемышля и Козлова броду, а что сберуть, а тому идти въ мою казну" (ib. 51).

   Первые известия о хмеле встречаются на западе, в северной Франции и Нидерландах с VIII века. На Руси о хмеле упоминается в начальной летописи (П.С.Л. I. 36); древний Новгород, вместе с воском и медом, отправлял за море и хмель, собираемый в земле Тверской и Суздальской (Ж.М.Н. Пр. XVII, 589). В договорной грамоте (1263) Новгорода с князем Ярославом Тверским пошлина с хмеля определялась так: "а отъ Новгородца и от Новоторжца у мыта имати от воза на две векши, и отъ хмельна короба". В договоре 1309 года с князем Михаилом Тверским: "а что, княже, мыть по суждальской земли и въ твоей волости, - отъ воза имати по две векши, а от лодьи и отъ хмельна короба". Наконец, в договоре 1571 года съ князем Иваном Василичем: "а что мытъ по суждальской земли в вашей волости, отъ воза имать по две векши, и отъ лодьи и отъ хмельна короба" (Вивл. VI, 418, 421, 362).

   В купчих XIV и XV веков упоминаются хмельники при селах: "на низу куплены три села - и ловищи тихъ селъ и хмельники тихъ селъ и подскотины" (А.Ю. I.71). В летописях записано несколько случаев дорого-визны хмеля. В 1466 году "хмель дорогъ бяше, по 100 и 20 денегъ (4 р. 80 коп.) зобница (П.С.Л. V, 35). В 1467 году: "бысть хмель дорогъ во Пскове, зобницу купиша по полтине и по 10 денег" (2 р. 40 коп.) - "Толко бысть хмель силно, по 60 денегъ ползобiе (2 р. 40 коп.), толку того было не велико время, а опять в немнозе понакладали, а онъ сселъ, и по 15 денегъ (60 коп. серебром) зобница хмелю доброго (ib. IV, 231). - "Такожь и в Новгороде было" (Пск. Лет. 103).
   В том же в 1467 году в Твери: "бысть хмелю оковъ по рублю" (около 3 рублей серебром) (П.С.Л. XV. 479). В Муроме в 1692 году кипа хмеля весом 22 пуда стоила c провозом 7 руб. 21 алтын, 4 деньги. В XVII веке хмель разводили в Шуе (Описание Шуи, 63), и выписывали из Литвы через Псков. При Михаиле Федо-ровиче послана была в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть на Литве баба ведунья, и нагаваривает на хмель с целью нанести на Русь моровое поветрие...(А.А.Э. III, 197).

   Подать с солода известна по памятникам с XI века. В Русской Правде, в статье о вирах, установлено: "а се поклоны вирные были при великом князе Ярославе - вирнику взяти 7 ведер солоду на неделю" (Рус. Дост. I, 30). Мастеру того времени, укреплявшему город, кроме платы, кроме денег на корм и на питье (волога) и кормов, давали еще солоду, чтоб сварить пива - "а солоду единое ему дадутъ 10 луконъ" (Рус. Пр., изд. 1717, 37). Говоря об этих данях, писцовые книги всегда прибавляли, а се по старине, и, руководствуясь этим старинным правом, в начале XVI века, за пятьдесят лет до появления кабаков, жила вся Русская Земля.
   В писцовой книге вотской пятины (1499-1500) при описании дохода в пользу землевладельца, или кормов, следующих наместнику, упоминалось следующие дани: "борть со пчелами, что была богояв-ленская, а въ медолажъ ездить подлащыкъ из Новагорода, - великаго князя борть дана на оброкъ Петрову Васкову сыну, а ходити ему борть себе, а великаго князя оброка давати за пудъ меду полторы гривны новгородские, - да въ томъ же ухожае борти ему себе и иные делати и кузовы ставити въ тотъ же оброкъ, -из хмелю половье, - десять бочек хмелю, из хлеба и из хмелю четверть, - ведро пива, - два ведра пива, - насадка пива, - ключнику посадка пива, - три посадки пива, - за три бочки пива три гривны, - бочка пива, - две бочки пива, - ведро меду красного, - солод.

   В писцовой книге деревской пятины 1495 года исчислялись пошлины: "двадцать саков хмелю, - полкоробьи хмелю, - три короба хмелю, - семь коробей хмелю, четвертка хмелю, - за перевару солоду 19 коробей безъ четки, а хмелю 9 коробей и полторы четки, - да зо всее волости на Якима варим две перевары двадцать коробей солоду, а хмель шелъ ихъ же; а коли Яким къ нимъ въ волость не прiедетъ, они ему давали за те перевары и за поклонное по полтора рубля новгородских, - три коробьи солоду ячного, - три коробьи солоду овсяного, - съ полъобжмы из меду изъ улейнаго и изъ бортей половье, - три четверти солоду, бочька перевары 20 ведеръ, - бочька перевары 15 ведеръ (Невол. О. пятин. 11-241).
   Переваром назывался крепкий напиток, приготовленный из пива и меда, и похожий на взварец (Арист. Пром. Др. Рус. 79). В точно таких же отношениях находилась Новгородская область и к королю Литовскому. В договорах Новгорода с Казимиром были установлены следующие дани: "а Петровщины рубль, а медъ и пиво съ перевары, а медъ сытити по силе". Или "а медъ сытити по силе съ перевары, а тивуну по переваромъ у пятнадцати человековъ" (Ак. отн. к ист. зап. России). Переваром здесь называлось место, где на князя варили оброчные меда. Об этих данях не упоминалось только в договоре с Литвой 1470 года, составленному накануне падения новгородской свободы...

   Рассматривая все эти пошлины, мы находим, что народ в XIV и XV века жил достаточно, разводил хмель, варил пива и меда, словом, жил так, как рассказывает указанная выше былина о Микуле Селяниновиче...

   Следы древних пошлин с продуктов, из которых приготовлялись питья, и питьями натурой, оставались кое-где и во второй половине XVI века. В уставной грамоте Ивана Василича двинским тиунам говорилось: "а у кого будетъ на погосте въ волости пиръ или братчина, и онъ несетъ тiуну насадку питья ведро, какое питье у него лучится, - а не люба будетъ насадка, питья, - и они дадутъ за питье деньгу" (Русс. Дост. I, 130).
   В таможенной грамоте на Белоозеро (1551) померное велено брать и с хмелю; установлена дворовая пошлина с меда, с кади солоду от 7 до 10 пудов, по деньге; будет кадь меньше 7 пудов, и они берут по рассчету; с круга воска по четыре деньги (Сол. VII, 35).
   В 1564 году он же Иван Василич пожаловал Мордвина Кельдяева имениями в Арзамасском уезде: "батманный загон, платежа с него полтора фунта меду", - он же Кельдяев обязан был платить "в казну по четыре рубля, а медом по пяти пудъ" (Врем. V, 53).

   Подати медом и воском удержались кое-где даже в XVII веке, хотя тут же рядом с ними существовали и кабацкие откупы. В приходо-расходной книге Нижегородского уезда (1612) значатся между прочим следующие сборы: "за кабацкiе суды, за кубы и за трубы, - и съ пива и съ медовъ провозныхъ денегъ, - съ кабака откупу по расчету и за балахонской за кабацкой воскъ, - и съ бортных селъ" (Врем. XVII, 1).
   В уставной грамоте города Тотьма (1622): "а кто поедетъ к Тотьме - то съ солода и со всякого хлеьа имати съ продавца померу съ четверти по деньге, а съ хмелю померу не имати, а имати съ хмелю весчая рублевая пошлина" (Мух. Сбор. 548).

   Так до половины XVI века жила вся Русская Земля, свободно варя питья и платя за это пошлину с солода, с хмеля и меда, что и называлось брашной пошлиной (Лет. Зап. Арх. Комм. III, II, 28). Подать с солода (и с хмеля) известна была Англосаксам и древним Германцам (Weinh. Altnord. Leb 154), и до сих пор еще у Англичан налог на солод занимает главное место в питейных сборах.




    Раздел Трактир:


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1686
2012
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: rm-nnov@yandex.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz