(продолжение)
На поселении Белавка (№ 286) исследовано жилище подпрямоугольиой в плане формы размерами 5,80x 4,70 м, заглубленное в материк на 0,40-0,45 метра. Вдоль стен зафиксированы округлые пятна — возможно, следы столбов. Около северо-западного и юго-восточного углов располагались переходы в другие жилища.
Материальная культура балахнинских и волосовских племен достигла высокого уровня развития. Использование различных пород камня, совершенство его обработки с применением всех возможных способов (ретушь, шлифовка, полирование, сверление, пиление), большое количество типов орудий свидетельствуют о создании многоресурсного эффективного присваивающего хозяйства.
Увеличение и усложнение видов хозяйственной деятельности, стандартизация и высокое качество изде-лий из камня, кости, глины, открытие неолитических мастерских указывают на существование ремеслен-ной специализации. Повышение эффективности хозяйства привело к появлению избыточной продукции, которая могла запасаться, обмениваться (межобщинное разделение труда) или идти на устройство раз-личных церемоний и обрядов (История первобытного общества, 1986; с.347).
* * *
Все эти процессы сопровождались улучшением условий жизни, ростом населения, усложнением социальной структуры общества. Балахнинцы и волосовцы жили как в больших поселках, так, вероятно, и на расположенных компактными группами хуторах. На последний тип территориальной организации общины, возможно, указывает размещение балахнинских поселений 2,3 и 4 у города Арзамас (№№ 66-68), стоянок 1 и 2 у села Березовка (№№ 87, 88), стоянки 5 и поселения у деревни Черная Маза (№№ 587, 597), волосовских стоянок 3 и 4 у деревни Черная Маза (№№ 585, 586) на расстоянии соответственно 200, 30, 300 и 100 метров.
Высокий уровень и многоресурсность неолитического хозяйства, существование развитого домостро-ительства свидетельствуют об упрочении оседлого образа жизни населения балахнинской и волосовсокй культур. Именно в домостроении, наряду с каменным или керамическим производством, наиболее ярко проявились специфические черты этих культур.
| | |
План жилища на поселении Велавка | | Артефакты из Ветошкино |
Большое подпрямоугольное, заглубленное в землю жилище столбовой конструкции, разделенное перегородкой на два помещения, балахнинской культуры на поселении Саконы I (№ 51) и несколько небольших прямоугольных, заглубленных в землю жилищ столбовой конструкции, соединенных перехо-дами, волосовской культуры на поселении Белавка (№ 286) служили, вероятно, сходным целям, т.е. размещению под одной крышей, но в разных помещениях (или небольших жилищах) больших семей, из которых состояла родовая община.
В юго-востостой части Нижегородской области известны 18 неолитических памятников, культурная принадлежность которых не определена. 69 памятников отнесены к неолиту предположительно. Большое количество малоисследованных памятников, расположенных на всей рассматриваемой территории, все же говорит об интенсивном освоении края в неолите.
Лишь в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, с появлением в Волго-Окском междуречье племен фатьяновской культуры, берет отсчет новая эпоха — Эпоха Бронзы.
Фатьяновская культура — часть большой культурно-исторической общности культур с боевыми топорами. Первоначальная территория формирования этой общности находилась между Днепром и Вислой — Одером (Д.А. Крайнов, 1987). В конце 3-го, начале 2-го тысячелетия до нашей эры, в связи с трансгрессией Литоринового моря, приведшей к повышению уровня воды в реках Южной Прибалтики и сокращению земель, пригодных для проживания и хозяйственной деятельности, а также под давлением соседей племена культур с боевыми топорами начали миграцию в восточном и северо-восточном направлениях (Д.А. Крайнов, 1972).
Продвижение фатьяновских племен происходило по рекам, в т.ч. Оке, Мокше, Волге, Суре и их притокам, на что указывают находки каменных боевых топоров и других вещей, характерных для них. Время су-ществования фатьяновской культуры приходится на суббореальный период голоцена, когда климат, ос-таваясь теплым, становится более засушливым.
В юго-восточной части Нижегородской области к фатьяновской культуре отнесены 20 памятников. Это девять поселений, девять местонахождений (два из них с двойным определением культурной принад-лежности) и два грунтовых могильника (один также определен, как балановский).
Поселения расположены на первых надпойменных террасах, дюнных всхолмлениях и возвышенностях в поймах рек Теша и Пьяна, их притоков, притоков их притоков, а также притоков рек Волга, Сура, Мокша и Алатырь, на высоте до 12 метров над водой и 2—4 метра над поймой.
Исключение составляет поселение Верякуши 2 (№ 429), расположенное близ вершины водораздела рек Теша и Мокша. Размеры поселений от 75x60 до 200x45 метров, толщина культурного слоя 0,20—0,25 метра.
* * *
Лепная посуда фатьяновской культуры своеобразна и выразительна. В глиняном тесте преобладает примесь песка, иногда с добавлением дресвы, опоки, известняка или шамота. Сосуды горшкообразной формы, тонкостенные, с хорошо заглаженной мягким предметом внешней (иногда и внутренней) поверхностью, прямым, в т.ч. подчеркнутым горизонтальной линией и с налепным бортиком венчиком, украшенным оттисками зубчатого штампа, штриховкой или «елочкой»; цилиндрическим, чуть отогнутым наружу, а также с небольшим наклоном внутрь горлом, переходящим в шарообразное тулово; круглым дном, орнаментированные но горлу и плечикам оттисками мелкозубчатого штампа, прочерченными линиями, вдавлениями округлой и нодчетырехугольной формы, вертикальными налепами, образующими горизонтальные зоны заштрихованных треугольников, ромбов, косоугольной решетки, наклонных полос, каннелюр.
Столь же характерны для культуры каменные сверленые боевые топоры - молоты, в изготовлении которых фатьяновцы достигли совершенства. Среди упоминаемых типов — клиновидные, усеченно-конические, обушковые грибовидные. Найдены также заготовки топоров, каменное округлое грузило, кремневые наконечники стрел, скребки, ножи, ножевидные пластины.
Характерным примером является грунтовый могильник Сергач 3 (№ 659), расположенный на лево-бережной террасе реки Пьяна. На глубине около 0,7-2,1 метра обнаружены лепные круглодонные сосуды (от одного до пяти) с узким горлом, в т.ч. орнаментированные, преимущественно небольших размеров. В одном из них лежал черный шлифованный молот (по другим сведениям «медный топор или молоток»), в другом находились угли.
В грунтовом могильнике близ села Ветошкино (№ 374) рядом с остатками скелета человека найдены кремневый клиновидный шлифованный топор с линзовидным сечением и, вероятно, каменный свер-леный топор.
Восточный ареал фатьяновской культуры Д.А. Крайнов относит к ее сурско-свияжской или средне-волжской хронологической группе (Д.А. Крайнов, 1987). По мнению О.Н. Бадера, на этой территории раз-вивалась самостоятельная балановская культура, существовавшая примерно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.
В описываемом регионе известно 29 памятников этой культуры: 14 поселений, девять местонахождений (два из них с двойным определением культурной принадлежности - фатьяновское и балановское), три грунтовых могильникака (один определен также как фатьяновский), два курганных могильника и один курган.
Половина поселений расположены на мысах, в верховьях оврагов коренных террас правых берегов рек Волга и Сура, на высоте 25-110 метров над водой; остальные — над водой. Размеры их преимущественно 90-100 x 20-40 м (поселение Васильеурск 1 (№ 288) на позднем этапе своего существования достигало величины 160x30-65 метров), толщина культурного слоя 0,1—0,4 метра.
Примечания
Нумерация археологических памятников приводится по справочнику Т.Д. Николаенко, Выпуск 1
Т.Д. Николаенко «Археологическая карта России: Нижегородская область» // Москва, 2004