Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости |
| ||
В рубрике "Архивные публикации"
Историческое описание города Василя Нижегородской губернии В.Ф.Кудрявцев Нижегородский статистический комитет, 1887 | Публикуется в сокращенном варианте | |
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ВАСИЛЯ
Нижегородской губернии | |||
Неясно передаваемое в Василе предание о каких-то нерусских князьях, живших на горе и имевших свой дворец, окруженный валами и рвами, указывает до некоторой степени на причину, почему именно крепость поставлена была вдали от города. Во всяком случае Цепель, как памятник старины, интересна в археоло-гическом отношении, и потому мы сделаем ниже подробное описание ее, хотя этот памятник в целости не сохранился. Рассказывают, что порой, в невидимом монастыре слышен колокольный звон, а иногда бывает находят отверстие во внутренность горы, находящейся вблизи озера: это отверстие считается входом в невидимый монастырь. У жителей Василя и окрестных мест составилось даже поверье, что этот монастырь, при конце мира, сдела-ется видимым и при нем будет первая в свете ярмарка. Предание это, сохранившееся и доселе, дает нам случай указать на исчезновениестаринной церкви от напора воды сурской. Ничего нет сомнительного и в том, что обрыв или обвал церкви произошел внезапно и мгновенно. Ранее, при описании места, занимаемого Василем, мы указали на ключи, подтачивающие землю в горе, которые тем самым могут причинять городу большие опустошения. Предание-же и поверие это мы приводим в тексте, а не примечании потому, что ими до некоторой степени характеризуются жители города, у которых в течении более чем трехвекового существования города, составилась все-таки эта поэтическая легенда, легенда однако обращенная к предмету почитания стариной, и потому дорогой для воспоминания, церкви. Эта эпоха, болезненно отразившаяся на всем московском царстве, доконала окончательно Василь, который уже более не выдвигался ничем из ряда других городов русских. Во время смут, волновавших Россию, прежний порядок изменился, всякая торговля перестала производиться; с восстановлением-же спокойствия для страны, отыскались другие пункты и места, более удобные для производства торговли. Значение-же Василя лишилось всякой важности. Смуты эти подавили на время всякую торговлю и промышленность во всей России. Партии самозванцев, распря между городами, нападение на Русь поляков, литвы и шведов, восстание инородцев – мордвы и черемисов, зверства казаков, равнодушие ко всему этому некоторых областей, все это подействовало как на все обширные области, так, еще более, на все их людные города и селения. Подробных сведений о том, что именно в эту эпоху досталось именно на долю города Василя, не сохра-нилось, хотя и для него результат получился один, общий для всех городов: страшное обеднение и разорение города. Судя-же по общему характеру волнений, объявших как-бы пламенем все обширное московское государство, можно догадываться, что Василю, в этом случае, пришлось страдать от инородцев – черемис, а более-же всего от "воров" казаков, как тогда принято было писать о них в грамотах. Василь, как окруженный селениями черемис, мог сильно страдать от нападений их. Но более всего приходилось терпеть, разумеется, от казаков: не было ни одной области, которая не страдала-бы от их зверства и опустошения. А на сколько эти опустошения были гибельны, можно судить из слов летописца, который говорит, что и в древние времена таких смут не было. Враги всякого порядка, казаки пользовались происшедшей на Руси смутой и жили на счет ее; по собственному сознанию раскаявшихся из них в последствие, они ходили в то время "по горло в христианской крови". Среди общей смуты и кровопролития мог-ли город Василь, стоявший на Волге, между Нижним и Казанью (запуганною тушинцами до того, что она вместе с Вяткой присягнула самозванцу) оставаться невредимым? Однако, в васильском населении сохранилось предание, относящееся именно к этой эпохе, что заступничество св.Варлаама Хутынского спасло город от врагов – тушинцев и воровских казаков. Примечание автора: Настал праздник господень, преполовеньев день. В церковь те сорок человек пришли, иные-же в бесчинных игрищах и в мирской суете пребывали. И когда, по окончании божественной службы, благочестивые крестным ходом пошли на Волгу воду святить, двинулась за ними и церковь божия, пред нею-же икона Варлаама Хутынского шествовала, никем не носима. Основываясь на одном предании, можно думать, что Василь действительно не испытал того полного разорения, какое испытали, сравнительно с ним, другие русские города, и то может быть потому, что ареной волнения, смуты, кровопролития и разорения делались по преимуществу многолюдные и богатые города. Малолюдный-же и бедный Василь не мог привлекать к себе бунтовщиков, жаждавших прежде всего наживы. | |||
| |||
| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие | | |
1775 2000 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |