Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости |
| ||
В рубрике "Архивные публикации"
Историческое описание города Василя Нижегородской губернии В.Ф.Кудрявцев Нижегородский статистический комитет, 1887 | Публикуется в сокращенном варианте | |
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ВАСИЛЯ
Нижегородской губернии | |||
Местность Василя и до сего времени окружена селениями черемис, почему мы и сделали предположение о заселении васильской местности черемисами. Неподалеку от Василя находится так называемое "Анненское озеро", в котором по преданию черемис, утонула, когда-то в старину, черемисская княжна. Это предание, со своей стороны, говорит за то, что местность эта заселена была не мордвой, а черемисами. Из этого можно заключить, что на Суре процветали уже русские селения, когда татары, удовлетворяя одной только мести, решились опустошать и сжигать их. Однако вполне выжечь и совсем истребить русских, живущих по этим местам, они разумеется не могли: селения русских все еще оставались по Суре и после этого нападения. Русские стали расселяться снова и владели многими озерами, которым даны были уже названия и стали заводить здесь рыболовство, словом приобретали полную оседлость, не смотря на враждебные к себе отношения соседних племен. Если-бы владения русских в местах этих не были упрочены, то не зачем было-бы отдавать озера с их рыбными ловлями в подарок монастырям. К этому поступательному движению нужно отнести и самое расселение русских по нынешней нижегородской губернии, наконец и самое основание города Василя, который более уже формально завершил это расселение и вместе с тем послужил ступенью к распространению владений по Волге, и вообще на восток. Хотя стремление русских к обладанию берегами Суры проявилось рано, еще с половины XIV столетия, но действительному обладанию устьем Суры суждено было сбыться значительно позже, а именно при царе Василии Ивановиче, сыне освободителя России от ига монгольского. Убийства русских купцов во время арской ярмарки были не в первый уже раз в Казани, но так как на этот раз число убитых простиралось, по словам летописца ("Казанская летопись", гл.XVI), до тысячи, и кроме того, убийство великокняжеского посла обличало в казанском народе вероломство и измену, то вызвало в русском народе и великом князе желание наказать вероломных казанцев и в особенности царя их Саип-Гирея, дозволившего подобное умервщление. Рычков, в своем "Опыте казанской истории", основываясь вероятно на летописцах, бывших у него под руками, так говорит о впечатлении, произведенном на русских поступком казанцев: "Известие о сем бунте казанцев и о гибели многих христиан, донесенное великому князю Василию Ивановичу, как благочестивому и человеколюбивому государю, причинило великую горесть. Несколько дней он не выходя из своих покоев со всем своим двором, был он в глубокой печали и пролил много слез" (Рычков "Опыт казанской истории", стр. 94). Василий Иванович, со своими братьями Юрием и Андреем, с воеводами и большим войском, отправился в том-же году в поход на Казань. Дойдя до Нижнего Новгорода, он здесь остановился, послав отсюда на судах царя Шиг-Алея, бывшего казанского данника, вполне преданного московскому государству и с ним князя Василия Шуйского. Сухим-же путем, с конной ратью, отправился по приказанию государя князь Борис Горбатый. Дорогой эти полководцы опустошали все попадающееся на встречу: воюя неприятельскую землю, они убивали неприятеля и забирали в плен людей по берегам Волги, по преимуществу враждебных черемис, своими действиями много способствующих неудачам русских в их борьбе с казанцами. Но настоящего сражения с самими казанскими татарами, заметно, им не приводилось иметь. Однако-же этот тяжелый поход с многочисленным войском, возбужденным против казанцев, окончился по понятиям тогда существовавшим, ничем. В последствие город этот стал называться короче – Васильгородом, Василь Сурском или просто Василем, как он называется и доселе. Под именем острога в старину разумели не тюремное помещение, но поставленные для защиты деревян-ные стены с башнями и воротами; иногда-же вместо стен ставились бревна стойком. Такие остроги обыкновенно окружали посады, и ограждали находящееся в них небольшое войско. Однако на этот раз крепость была, по свидетельству Барбери, каменная. Говоря об этом, Барберини справедливость сказанного подтверждает тем, что он сам это видел. В этом городе, первоначально поставленном под горой на правом берегу Суры, князья Борис Иванович Горбатый и Шуйский построили тотчас-же церковь, которая была, разумеется, деревянная. Примечание автора: | |||
| |||
| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие | | |
1775 2000 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |