Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости |
| ||
В рубрике "Архивные публикации"
Историческое описание города Василя Нижегородской губернии В.Ф.Кудрявцев Нижегородский статистический комитет, 1887 | Публикуется в сокращенном варианте | |
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ВАСИЛЯ
Нижегородской губернии | |||
Василь служил расширением пределов московского царства и вместе с тем он был передовым восточным оплотом его. Стоя на близком уже сравнительно расстоянии от Казани, Василь был и служил точкой опоры для России, в ее поступлениях к востоку. Нам передавали, что городу Василю даны были какие-то особые льготные царские грамоты. К сожалению, никаких грамот, относящихся до Василя, мы не отыскали: может быть в самом деле были какие-нибудь грамоты, которыми городу, как пограничному, давались особые привилегии, или-же эти грамоты относились к предметам совершенно другого рода. Сожжены-ли они вместе с делопроизводством вольницей Стеньки Разина или затерялись где – неизвестно. Основавши город Василь, великий князь хотел придать этому городу и другое, более важное, значение: он захотел устроить в нем, как на русской уже земле, ярмарку. С этой целью он указал русским купцам не ездить более в Казань на арскую ярмарку, бывавшую ежегодно в Казани 24 июня. В этот день в Казань собирались для торговли и обмена произведений татары, русские, армяне, персияне и некоторые кочующие племена. Но так как право торговли не установилось как следует у этих народов, то часто происходили беспорядки, ссоры и драки, оканчивающиеся иногда смертью; в особенности при этом страдали русские, которых как иноверцев, не любили татары; а в последние годы перед основанием города, ненависть их к ним еще более усилилась по распрям и несогласиям, происходившим между московским и казанским царствами. Герберштейн объясняет это распоряжение со стороны великого князя тем, что будто Василий Иванович хотел в отмщение татарам подорвать торговлю Казани. Мы не знаем, разумеется, затаенных целей великого князя, но знаем, что необходимость оградить и гарантировать русских в Казани была настоятельная: если не было иного пути согласить отношения татар к русским, то распоряжение устроить такую-же ярмарку, которая была-бы открыта и для других народов на русской границе, надо признать соглосовавшимся с обсто-ятельствами того времени. Никаких исторических данных не сохранилось о том, была-ли в действительности в Василе именно международная ярмарка или нет. Жители Востока на первых порах естественно могли бояться ездить в область русских, мало со своей стороны уважавших право неприкосновенности торговли, производимой бусурманами. Но это только на первых порах. С другой стороны, мог-ли внушать казанцам и восточным племенам серьезные опасения этот маленький городок, как-бы оторванный от московского государства? Не будучи в состоянии запугивать своей вооруженностью или численностью войска, Василь, с наездами сюда восточных племен, мог быть одинаково опасен как для казанцев, так и для русских, съехавшихся сюда для торговли, и потому невыгоды положения были общие и для чужеземцев и для русских. Необходимость обмена произведений русских с чужеземцами начала сказываться с весны 1523 года. Русские нуждались в то время в привозе отличной рыбы, в особенности белуги, которая ловилась в Волге по эту и более по ту сторону Казани; рыбу русские обыкновенно покупали у астраханских купцов; астраханские, армянские и персидские купцы, в свою очередь, имели надобность в мехах, вывозимых из России и бывших в ней в то время едва-ли не главным предметом сбыта. В Москве началась дороговизна как на рыбу, которая, в так называемые постные дни, составляла у русских необходимую принадлежность стола, так и на другие предметы; в то же время стал чувствоваться недостаток во многих предметах и вещах, привозимых по Волге с Каспийского моря. Недостаток во многих предметах, начавшийся чувствоваться с первого-же года запрещения участвовать русским в арской ярмарке, мог повести восточные народы к ежегодному обмену произведений с русскими, не смотря на неблагоприятные отношения Казани к Москве. Казанские татары силой обстоятельств вызывались войти в торговые отношения с русскими. Торговать-же с русскими в пределах России для восточных народов было уже не новостью: след к этому был проложен значительно раньше. Этого времени, в которое происходили частые войны казанцев с русскими, недостаточно было для того, чтобы здесь могла развиться и укрепиться васильская ярмарка. Но начатки торговли русских с восточными народами могли быть; почин в деле учреждения русской ярмарки легко мог принадлежать Василю, ярмарка которого хотя-бы и номинально, существовала почти целое столетие. В опровержение этого достаточно сказать, что монастырь Макария в то время не существовал. По разорении этого монастыря Улу-Махметом в 1439 году, место его до 1624 года лежало в пусте. Нельзя-же предположить, чтобы ярмарка была перенесена или стала развиваться сама собой в нежилом месте. Притом из приемников Василия Ивановича никто документально не разрушал ярмарки в Василе. Таким образом, за Василем удержано было официально право ярмарки не на один год, как указал Карамзин, а почти на целое столетие, т.е. до того времени, когда реставрированный макарьевский монастырь с 1624 года начал привлекать к себе толпы богомольцев, в следствие чего здесь и начал развиваться торг, который потом превратился в ярмарку, узаконенную правительством в 1686 году. Примечание автора: | |||
| |||
| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие | | |
1775 2000 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |