К истории
ТЕРЮШЕВСКОЙ ВОЛОСТИ

Арапиха
Бакшеево
Березники
Большое Сескино
Большое Терюшево
Борисово
Борцово
Вармалей
Вышка
Зубаниха
Кривуша
Кужадон
Кужутки
Кудрино
Лапшиха
Льготка
Макраша
Малое Сескино
Малое Терюшево
Мирша
Муравьиха
Новая Елховка
Новое Борцово
Новое Покровское
Новое Тепелево
Пилекшево
Румстиха
Сарадон
Старая Елховка
Старое Тепелево
Суроватиха
Татарская
Теплое
Учеватиха

Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

Дворяне российские
В разделе:



НИЖЕГОРОДСКОЕ ДВОРЯНСТВО

А. Шабашов © 2015
к истории села Рождественский Майдан
(продолжение)

КРЕСТЬЯНЕ ГОСПОЖИ АРСЕНЬЕВОЙ






Арсеньев Иван Васильевич

   Исследователи предполагают, что основной причиной принятия «священства» для Николая стало его знакомство с экзархом Грузии митрополитом Владимиром (Богоявленским), но нельзя исключать, что определенное влияние на подобное решение, мог оказать его старший брат - Арсеньев Иван Васильевич, избравший это путь...



   Арсеньев Иван Васильевич (1862-1930)

   Слово в слово, повторяя текст биографии Ивана Васильевича, приведенный исследователями Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета города Москвы, хочется сохранить ее детали и интонации, из которой следует:

   «Иван Арсеньев родился в Москве, в доме Ведловского, в дво-рянской семье тайного советника, инспектора казенных училищ Московского учебного округа...
   Его пробабушка княгиня М.И. Долгорукая происходила из купечес-кой старообрядческой семьи Апайщиковых, а его родной дед – князь Ю.А. Долгорукий, по заверениям родных, также питал горя-чие симпатии к старообрядчеству...»

   «..Родная мать Ивана, Наталья Юрьевна, воспитанная с детст-ва в духе истинного православия, очень чтила митрополита Филарета (Дроздова), а свое благоговейное отношение к памяти святителя она передала всем своим детям...»

   Вероятно, именно все эти обстоятельства еще в раннем возрасте могли предопределить глубокий интерес Ивана Арсеньева к рели-гии и истории раскола.

   Детство и отрочество детей прошли в Москве, в Замоскворечье, в доме купца Поземщикова на Большой Полянке, куда семья переехала в 1864 году. А домашним законоучителем для детей стал протоиерей Александр Ильинский, являвшийся настоятелем в приходе храма Успения в Казачьей слободе.
   Сохранилась память и о самом первом духовнике Ивана Арсеньева, которым стал протоиерей Алексей Соколов, настоятель храма Симеона Столпника на Поварской улице.

   Некоторое время Арсеньевы также проживали в Левшинском переулке, но совсем недолго...После получения в 1874 году Василием Сергеевичем Арсеньевым вакансии члена Комиссии прошений, семья перебирается в северную столицу – город Санкт-Петербург.

   Важным и решающим моментом в судьбе Ивана становится благословление на принятие священни-ческого сана, полученное им весной 1874 года от архиепископа Леонида (Краснопевкова), а первым шагом к реализации этого желания - поступление, осенью того же года, в 3-ю Санкт-Петербургскую гимна-зию, с переводом сразу во второй класс.

   Здоровьем, в детском возрасте, Иван не отличался, чего, однако не скажешь по его виду на взрослых фотографиях. Едва проучившись год, в 1875 году мальчик вынужден выехать с матерью за границу для лечения. Весной же 1878 года Иван перенес воспаление легких и тяжелую ангину, а для закрепления результатов лечения снова выезжает с матерью за границу «на воды». По совету врачей и мужа, Наталья Юрьевна принимает решение о переезде из Петербурга в Москву, отличавшуюся более мягким и сухим климатом в отличии от северной столицы.

   Вероятно, после этого родители, учитывая болезненность сына и его давнее желание, дали свое согласие на поступление Ивана в духовную семинарию. В Москве Арсеньевы располагаются в доме Розанова на Большой Спиридоновке, но, вскоре, перебираются в дом Баженова на Большой Садовой.



   Завершив домашнее обучение, в мае 1879 года Иван Арсеньев успешно сдает вступительные экзамены в Московскую Духовную Семинарию и принимается сразу во второй класс этого учебного заведения.
   По завершении пятого класса, он, в виде исключения, вместе с некоторыми лучшими учениками семинарии посвящен в стихарь, после чего начинает выступать в различных храмах города Москвы с проповедями.

   Ивана Арсеньева заинтересовала история церковного раскола. Для полемики со старообрядцами, еще будучи семинаристом, он написал книжку "О равночестном почитании св. Креста четвероко-нечного и осьмиконечного", вышедшую в свет в 1883 году в типогра-фии Московского университета. Эта книга получила положительный отзыв от архимандрита Павла (Прусского), настоятеля московского Никольского единоверческого монастыря.

   Летом 1884 года Иван Арсеньев с отличием закончил семинарию, получив, в качестве награды и поощрения, дозволение дальнейшего обучения в Московской Духовной Академии на казенный счет.
   Но, перед последним вступительным экзаменом Иван вновь заболел воспалением легких и, по настоянию врачей, вынужден был отказаться от поступления в Академию.

   Болезнь протекала долго и тяжело, а своим выздоровлением, как считал сам Иван Арсеньев, он был обязан только молитвам св. Иоанна Кронштадтского.
   По выздоровлении Иван Арсеньев вместе с матерью и сестрами Надеждой и Марией выезжают за границу, осень, зиму и весну они проводят в Висбадене, а затем около месяца в Крейцнахе...

   Следует отметить, что впечатления от знакомства с западной цивилизацией, религией и культурой, полученные во время поездок в Европу, во многом предопределили дальнейшие направления его научной деятельности как историка западных вероучений и способствовали формированию у него "идеи сближения разных христианских вероисповеданий".


* * *
* * *

   В августе 1885 года Иван Арсеньев успешно сдал экзамены в МДА, поступив вторым по списку. Он избрал церковно-практическое отделение: там, кроме общеобязательных предметов читалась интересовавшая его история церковного раскола.
   Формированию воззрений Ивана Арсеньева, как ученого-богослова, способствовали лекции лучших представителей академической научной школы - В.Д. Кудрявцева, А.П. Лебедева, Е.Е. Голубинского, Д.Ф. Касицына, Н.И. Субботина, А.В. Мартынова, В.А. Соколова, А.П.Смирнова. На его взгляды большое влияние оказал также иеромонах Троице-Сергиевой Лавры Никон (Рождественский), будущий архиепископ и издатель "Троицких листков", он часто приглашал Арсеньева на беседы в свою келью.

   В Академии Иван Арсеньев подготовил несколько семестровых сочинений, которые впоследствии были опубликованы и высоко оценены его учителями. За эти сочинения он, при окончании академического курса, удостоился премии митрополита Макария.

   В июне 1889 года Иван Арсеньев третьим среди однокурсников окончил Духовную Академию и, вскоре, был утвержден в степени кандидата богословия с определением на вакансию преподавателя в Вифанскую Духовную Семинарию в городе Сергиев Посад Московской губернии.


   В Вифанской Духовной Семинарии Иван Арсеньев служил преподавателем литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей. Некоторое время он совмещал преподавание с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

   В семинарии отец Иоанн, как его теперь принято было называть, поддерживал ровные отношения со всеми коллегами. Особенно он сдружился с семьями преподавателей А.А. Беляева и Н.П. Добронравова (впоследствии архиепископа, расстрелянного в 1918 году) и семьей семинарского духовника - священника Петра Херсонского.
   В этот период его квартиру посетил архимандрит Антоний (Храповицкий), который, вероятно, хотел опре-делить отношение Ивана Васильевича Арсеньева к принятию иноческого пострига.
   Впоследствии, Арсеньев часто вспоминал:

   «...По временам у меня возникала мысль о монашестве, но, с одной стороны, мои родители не сочувствовали тому, чтобы я стал иноком, а с другой - я и сам, испытывая себя, находил, что у меня едва ли было настоящее призвание иночеству, и боялся избрать этот нелегкий подвиг, не доверяя своим силам. Имея общительный характер, я находил, что призван скорее к жизни семейной, и на этот путь мои родители с радостью благословили меня..."»

   Родители же избрали сыну невесту - преподавательницу женской классической гимназии Александру Васильевну Мартынову (племянницу епископа Алексия (Лаврова-Платонова). А уже в марте 1891 года Арсеньев сделал ей предложение...
   28 апреля состоялась свадьба, венчание совершил духовник Арсеньева - протоиерей Александр Ильинский в домовой Александро-Невской церкви Сергиево-Посадской прогимназии. Почти сразу после свадьбы Арсеньев подал митрополиту Московскому Иоанникию (Рудневу) прошение о разрешении при-нять священнический сан, на что получил благоприятный ответ.

   Послужной список Иоанна Арсеньева открывается рукоположением в диаконы епископом Можайским Александром (Светлаковым) 30 мая 1891 года, а 2 июня того же года – в иереи. Продолжая занимать вакансию преподавателя Вифанской Духовной Семинарии до 1892 года, Иван Арсеньев служил ранние литургии в одном из храмов Вифанского монастыря.

   Позднее, в августе 1892 года, Иоанн Арсеньев переходит на должность законоучителя и назначается священником во вновь открытый домовой храм во имя мученика Андрея Стратилата при Московском Учительском институте на Большой Полянке.

   Два года спустя, в 1894, отцу Иоанну предложено занять должность законоучителя в Екатерининском женском институте благородных девиц, где предоставлялось казенное жилье. Арсеньев с радостью соглашается и приступает к работе 30 июля 1894 года, а вскоре, в сентябре становится настоятелем храма святой Великомученицы Екатерины, существующем при институте.

   Должность настоятеля и законоучителя требовали много времени и сил, но, несмотря на это, отец Иоанн не оставлял занятия наукой и уделял много внимания своей семье.
   23 сентября 1894 года у Арсеньевых родился первенец - сын Сергей.

   Ключом к понимаю характера отца Иоанна может является его публицистическая деятельность.
   Арсеньев много писал и сотрудничал в журналах. Его выступ-ления на публичных богословских чтениях печатались в журналах "Московские церковные ведомости", "Богословский вестник", "Ве-ра и Церковь", а также выходили отдельными брошюрами.

   В 1897-1898 годах им подготовлены к изданию:
"Курс православного богословия (основного и догматического) для Педагогического класса (для первого его отделения) Московского училища ордена св.Екатерины";
"Лекции по нравственному богословию для старшего отделения Педагогических курсов Московского училища святой Екатерины".

   В апреле 1897 года отец Иоанн Арсеньев успешно защитил в Московской Духовной Академии свою магистерскую диссертацию: "Ультрамонтанское движение в XIX столетии, до Ватиканского собора (1869-1970) включительно".

   С 1899 года Иоанн Арсеньев состоит членом московского Епархиального училищного Совета, но особо важной для себя он считает деятельность на посту товарища председателя Обществе любителей духовного просвещения (ОЛДП).
   В 1905 году во главе ОЛДП утвердились представители либерального духовенства, открыто выступившие в программой "церковногто обновления" и лишь после избрания 14 ноября 1908 года председателем общества протоиерея Николая Извекова, а его помощником протоиерея отца Иоанна Арсеньева ОЛДП вернулось к прежней просветительской деятельности.

   Следует отметить, что на этом посту Иоанн Арсеньев находился до 30 марта 1917 года, когда на экстренном заседании ОЛДП, так же, как и отец Николай Извеков, он самостоятельно отказался от занимаемой должности.

(продолжение следует)


   Примечания

   Екатери́на II Великая: урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская (нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg) в православии Екатерина Алексе́евна; родилась 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург; императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопу-лярного мужа Петра III.

   Император Павел I: Па́вел Петро́вич (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург[1]) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.



    Раздел "Вот приедет":
    Александр Шабашов "Крестьяне госпожи Арсеньевой"
    Начало |1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|   Приложение: Дворяне Смирновы Нижегородские  Начало|1|2|3|4|5|


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1693
2013
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: rm-nnov@yandex.ru

NN counter top100 TopList Регионы России

Hosted by uCoz