Исследователи предполагают, что основной причиной принятия «священства» для Николая стало его знакомство с экзархом Грузии митрополитом Владимиром (Богоявленским), но нельзя исключать, что определенное влияние на подобное решение, мог оказать его старший брат - Арсеньев Иван Васильевич, избравший это путь...
Арсеньев Иван Васильевич (1862-1930)
Слово в слово, повторяя текст биографии Ивана Васильевича, приведенный исследователями Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета города Москвы, хочется сохранить ее детали и интонации, из которой следует:
«Иван Арсеньев родился в Москве, в доме Ведловского, в дво-рянской семье тайного советника, инспектора казенных училищ Московского учебного округа...
Его пробабушка княгиня М.И. Долгорукая происходила из купечес-кой старообрядческой семьи Апайщиковых, а его родной дед – князь Ю.А. Долгорукий, по заверениям родных, также питал горя-чие симпатии к старообрядчеству...»
«..Родная мать Ивана, Наталья Юрьевна, воспитанная с детст-ва в духе истинного православия, очень чтила митрополита Филарета (Дроздова), а свое благоговейное отношение к памяти святителя она передала всем своим детям...»
Вероятно, именно все эти обстоятельства еще в раннем возрасте могли предопределить глубокий интерес Ивана Арсеньева к рели-гии и истории раскола.
Детство и отрочество детей прошли в Москве, в Замоскворечье, в доме купца Поземщикова на Большой Полянке, куда семья переехала в 1864 году. А домашним законоучителем для детей стал протоиерей Александр Ильинский, являвшийся настоятелем в приходе храма Успения в Казачьей слободе.
Сохранилась память и о самом первом духовнике Ивана Арсеньева, которым стал протоиерей Алексей Соколов, настоятель храма Симеона Столпника на Поварской улице.
Некоторое время Арсеньевы также проживали в Левшинском переулке, но совсем недолго...После получения в 1874 году Василием Сергеевичем Арсеньевым вакансии члена Комиссии прошений, семья перебирается в северную столицу – город Санкт-Петербург.
Важным и решающим моментом в судьбе Ивана становится благословление на принятие священни-ческого сана, полученное им весной 1874 года от архиепископа Леонида (Краснопевкова), а первым шагом к реализации этого желания - поступление, осенью того же года, в 3-ю Санкт-Петербургскую гимна-зию, с переводом сразу во второй класс.
Здоровьем, в детском возрасте, Иван не отличался, чего, однако не скажешь по его виду на взрослых фотографиях. Едва проучившись год, в 1875 году мальчик вынужден выехать с матерью за границу для лечения. Весной же 1878 года Иван перенес воспаление легких и тяжелую ангину, а для закрепления результатов лечения снова выезжает с матерью за границу «на воды». По совету врачей и мужа, Наталья Юрьевна принимает решение о переезде из Петербурга в Москву, отличавшуюся более мягким и сухим климатом в отличии от северной столицы.
Вероятно, после этого родители, учитывая болезненность сына и его давнее желание, дали свое согласие на поступление Ивана в духовную семинарию.
В Москве Арсеньевы располагаются в доме Розанова на Большой Спиридоновке, но, вскоре, перебираются в дом Баженова на Большой Садовой.
Завершив домашнее обучение, в мае 1879 года Иван Арсеньев успешно сдает вступительные экзамены в Московскую Духовную Семинарию и принимается сразу во второй класс этого учебного заведения.
По завершении пятого класса, он, в виде исключения, вместе с некоторыми лучшими учениками семинарии посвящен в стихарь, после чего начинает выступать в различных храмах города Москвы с проповедями.
Ивана Арсеньева заинтересовала история церковного раскола. Для полемики
со старообрядцами, еще будучи семинаристом, он написал книжку "О равночестном почитании св. Креста четвероко-нечного и осьмиконечного", вышедшую в свет в 1883 году в типогра-фии Московского университета.
Эта книга получила положительный отзыв от архимандрита Павла (Прусского), настоятеля московского Никольского единоверческого монастыря.
Летом 1884 года Иван Арсеньев с отличием закончил семинарию, получив, в качестве награды и поощрения, дозволение дальнейшего обучения в Московской Духовной Академии на казенный счет.
Но, перед последним вступительным экзаменом Иван вновь заболел воспалением легких и, по настоянию врачей, вынужден был отказаться от поступления в Академию.
Болезнь протекала долго и тяжело, а своим выздоровлением, как считал сам Иван Арсеньев, он был обязан только молитвам св. Иоанна Кронштадтского.
По выздоровлении Иван Арсеньев вместе с матерью и сестрами Надеждой и Марией выезжают за границу, осень, зиму и весну они проводят в Висбадене, а затем около месяца в Крейцнахе...
Следует отметить, что впечатления от знакомства с западной цивилизацией, религией и культурой, полученные во время поездок в Европу, во многом предопределили
дальнейшие направления его научной деятельности как историка западных вероучений и способствовали формированию у него "идеи сближения разных христианских вероисповеданий".
* * *
* * *
В августе 1885 года Иван Арсеньев успешно сдал экзамены в МДА, поступив вторым по списку. Он избрал церковно-практическое отделение: там, кроме общеобязательных предметов читалась интересовавшая его история церковного раскола.
Формированию воззрений Ивана Арсеньева, как ученого-богослова, способствовали лекции лучших
представителей академической научной школы - В.Д. Кудрявцева, А.П. Лебедева, Е.Е. Голубинского, Д.Ф. Касицына, Н.И. Субботина, А.В. Мартынова, В.А. Соколова, А.П.Смирнова. На его взгляды большое влияние оказал также иеромонах Троице-Сергиевой Лавры Никон (Рождественский), будущий архиепископ и издатель "Троицких листков", он часто приглашал Арсеньева на беседы в свою келью.
В Академии Иван Арсеньев подготовил несколько семестровых сочинений, которые
впоследствии были опубликованы и высоко оценены его учителями. За эти сочинения он, при окончании академического курса, удостоился премии митрополита Макария.
В июне 1889 года Иван Арсеньев третьим среди однокурсников окончил Духовную Академию и, вскоре, был утвержден в степени кандидата богословия с определением на вакансию преподавателя в Вифанскую Духовную Семинарию в городе Сергиев Посад Московской губернии.
В Вифанской Духовной Семинарии Иван Арсеньев служил преподавателем литургики,
гомилетики и практического руководства для пастырей. Некоторое время он совмещал преподавание с исполнением должности помощника инспектора семинарии.
В семинарии отец Иоанн, как его теперь принято было называть, поддерживал ровные отношения со всеми коллегами. Особенно он сдружился с семьями преподавателей А.А. Беляева и Н.П. Добронравова
(впоследствии архиепископа, расстрелянного в 1918 году) и семьей семинарского духовника - священника Петра Херсонского.
В этот период его квартиру посетил архимандрит Антоний (Храповицкий), который, вероятно, хотел опре-делить отношение Ивана Васильевича Арсеньева к принятию иноческого пострига.
Впоследствии, Арсеньев часто вспоминал:
«...По временам у меня возникала мысль о монашестве, но, с одной стороны, мои
родители не сочувствовали тому, чтобы я стал иноком, а с другой - я и
сам, испытывая себя, находил, что у меня едва ли было настоящее призвание
иночеству, и боялся избрать этот нелегкий подвиг, не доверяя своим силам.
Имея общительный характер, я находил, что призван скорее к жизни семейной,
и на этот путь мои родители с радостью благословили меня..."»
Родители же избрали сыну невесту - преподавательницу женской классической
гимназии Александру Васильевну Мартынову (племянницу епископа
Алексия (Лаврова-Платонова). А уже в марте 1891 года Арсеньев сделал ей предложение...
28 апреля состоялась свадьба, венчание совершил духовник Арсеньева - протоиерей Александр Ильинский в домовой Александро-Невской церкви Сергиево-Посадской прогимназии. Почти сразу после свадьбы Арсеньев подал митрополиту Московскому Иоанникию (Рудневу) прошение о разрешении при-нять священнический сан, на что получил благоприятный ответ.
Послужной список Иоанна Арсеньева открывается рукоположением в диаконы епископом Можайским Александром (Светлаковым) 30 мая 1891 года, а 2 июня того же года – в иереи. Продолжая занимать вакансию преподавателя Вифанской Духовной Семинарии до 1892 года, Иван Арсеньев служил ранние литургии в одном из храмов Вифанского монастыря.
Позднее, в августе 1892 года, Иоанн Арсеньев переходит на должность законоучителя и назначается священником во вновь открытый домовой храм во имя мученика Андрея Стратилата при Московском Учительском институте на Большой Полянке.
Два года спустя, в 1894, отцу Иоанну предложено занять должность законоучителя в Екатерининском женском институте благородных девиц, где предоставлялось казенное жилье. Арсеньев с радостью соглашается и приступает к работе 30 июля 1894 года, а вскоре, в сентябре становится настоятелем храма святой Великомученицы Екатерины, существующем при институте.
Должность настоятеля и законоучителя требовали много времени и сил, но, несмотря на это, отец Иоанн не оставлял занятия наукой и уделял много внимания своей семье.
23 сентября 1894 года у Арсеньевых родился первенец - сын Сергей.
Ключом к понимаю характера отца Иоанна может является его публицистическая деятельность.
Арсеньев много писал и сотрудничал в журналах. Его выступ-ления на публичных богословских чтениях печатались в журналах "Московские церковные ведомости", "Богословский вестник", "Ве-ра и Церковь",
а также выходили отдельными брошюрами.
В 1897-1898 годах им подготовлены к изданию:
"Курс православного богословия (основного и догматического) для Педагогического
класса (для первого его отделения) Московского училища ордена св.Екатерины";
"Лекции по нравственному богословию для старшего отделения Педагогических курсов
Московского училища святой Екатерины".
В апреле 1897 года отец Иоанн Арсеньев успешно защитил в Московской Духовной Академии свою магистерскую диссертацию: "Ультрамонтанское движение в XIX столетии, до Ватиканского собора (1869-1970) включительно".
С 1899 года Иоанн Арсеньев состоит членом московского Епархиального училищного Совета, но особо важной для себя он считает деятельность на посту товарища председателя Обществе любителей духовного просвещения (ОЛДП).
В 1905 году во главе ОЛДП утвердились представители либерального духовенства,
открыто выступившие в программой "церковногто обновления" и лишь после избрания 14 ноября 1908 года председателем общества протоиерея Николая Извекова, а его помощником протоиерея отца Иоанна Арсеньева ОЛДП вернулось
к прежней просветительской деятельности.
Следует отметить, что на этом посту Иоанн Арсеньев находился до 30 марта 1917 года, когда на экстренном заседании ОЛДП, так же, как и отец Николай Извеков, он самостоятельно отказался от занимаемой
должности.
(продолжение следует)
Примечания
Екатери́на II Великая: урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская (нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg) в православии Екатерина Алексе́евна; родилась 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург; императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопу-лярного мужа Петра III.
Император Павел I: Па́вел Петро́вич (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург[1]) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.