Загадочная госпожа Арсеньева… раз за разом перечитываю публикации специалистов, труды и воспо-минания близких родственников, но образ госпожи Арсеньевой не вырисовывается...
Внук ее, Василий Сергеевич, в своем известном труде «Род дворян Арсеньевых 1389-1901», опублико-ванном в 1903 году, почти через год после смерти Натальи Юрьевны, уделил родной бабке лишь пару строк за №584:
«Наталья Юрьевна Арсеньева, урожденная княжна Долгорукая; помещица Белебеевского, Нижегород-ского, Новосильского и Орловского уездов.
Имеет кавалерский крест Креста Святого гроба Господня (1896)»
Кавалерствующая дама Наталья Арсеньева
Следует заметить, что даже в этих строчках много интересного. Например, факт посвящения в 1896 году Натальи Юрьевны Арсеньевой в дамы рыцарского ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского с правом ношения креста.
Дело вовсе не в уникальности случая посвящения женщины в военный рыцарский орден, официально одобренном 256-м Папой Римским Львом XIII (1810-1903) начиная с 1888 года, а в том, что данный орден католический и, следовательно, Наталья Юрьевна Арсеньева, православная от рождения, уже в зрелом возрасте, вероятно, приняла католицизм, перейдя в лоно католической церкви.
Хотя, как указывалось автором ранее, в биографии ее сына Ивана Васильевича (1862-1930): «Наталья Юрьевна, воспитанная с детст-ва в духе истинного православия, очень чтила митрополита Филаре-та (Дроздова), а свое благоговейное отношение к памяти святителя она передала всем своим детям...»
С одной стороны, этот факт совершенно не укладывается в пред-ставление о семействах Долгоруких, «питавших горячие симпатии к старообрядческой церкви» и Арсеньевых, особенно в отношении супруга Натальи Юрьевны – «смиренно преданного сына Право-славной церкви» Василия Сергеевича, в чем легко удостовериться ознакомившись со статьей «Николай Арсеньев: вдали от Родины, но сердцем с ней», опубликованной в «Вестнике Московского Универ-ситета» в 2007 году:
«...Василий Сергеевич Арсеньев, и по внешнему своему облику принадлежал скорее веку восемнадцатому.
Дедушка был не только христианский философ и мистик, но и горячо убежденный, горячо верующий и смиренно преданный сын Православной Церкви, ...его любимыми книгами были Творения Святых Отцов Востока и Запада, недаром двое из его пяти сыновей – дяди будущего религиозного философа Николая Арсеньева – Иван Васильевич и Николай Васильевич – задолго до русской революции 1917 года приняли священство. К этому их подготовила атмосфера родительского дома...»
Одновременно, исследователи находят возможным привести и противоположные факты, свидетельст-вующие об изменениях в мировоззрении родителей Натальи Юрьевны, каковые, например, имеются в выступлении Л.В. Давыденко на семинаре РХГА:
«Интерес к внутреннему оформлению человечества» берет свои истоки в семье Арсеньевых. Князь Юрий Алексеевич Долгорукий и его жена Елизавета Петровна (урожденная Давыдова) были родите-лями бабушки Николая Сергеевича по отцовской линии. Они хорошо знали Хомякова и ценили сочи-нения швейцарского пастыря Александра Винэ (1797-1847), профессора истории литературы Лозан-нского университета. Винэ мечтал о сближении между христианами, взаимопонимании, особенно меж-ду протестантами и католиками.
В 1842 году князь Юрий Алексеевич Долгорукий специально приехал в Лозанну для встречи с Винэ и пробыл там две недели, каждый вечер от 6 или 7 до 11 часов, проводя в беседах с Винэ...»
С другой стороны, подобный факт, в какой-то степени, может объяснить постоянный интерес к теме объединения религий и участия в экуменистическом движении ее сына Ивана Васильевича, известного более, как протоиерей Иоанн Арсеньев, а также решение о захоронении Натальи Юрьевны Арсеньевой, скончавшейся 8 июля 1902 года в Москве, в родовом поместье села Красного (Сергиевского) Новосиль-ского уезда Тульской губернии, а не вместе с многочисленными родственниками из рода Долгоруких, Арсеньевых и Давыдовых, нашедших последнее пристанище на кладбище Донского монастыря в Москве...
К слову сказать, именно в некрополе Донского монастыря (участок №3) расположена могила отца Натальи Юрьевны – Юрия Алексеевича Долгорукого.
Однако, и такие случаи не редкость, например, графиня Наталья Владимировна Орлова (1782—1819), дочь графа В. Г. Орлова, скончавшаяся в сентябре 1819 года в Пизе и захороненная на кладбище гречес-кой церкви в Леворно, также, по воле графа Орлова, была перевезена на кладбище в имение Отрада.
Вероятно, именно понимание первопричин и последствий принятия Натальей Юрьевной католической веры могло бы открыть для читателей совершенно неизвестную сторону истории о госпоже Арсеньевой, но данная тема, к сожалению, не нашла отражения в известных публикациях и архивных документах.
Хотя, как следует из статьи протоиререя Максима Козлова на сайте «Научно-богословский портал»:
«...Столкновение подходов, принятых в Православной и Католической Церквах и в ряде случаев столь отличных, к решению внутрисемейных проблем при заключении брака между православными и католи-ками может привести к непростым болезненным ситуациям в семейной жизни...»
Наверное, повторюсь, но найти упоминание или какие-нибудь детали из жизни Натальи Юрьевны Арсеньевой, удается с большим трудом...
Одной из случайных находок стало упоминание о госпоже Арсеньевой в дневниках Святого Николая Японского, описывающего свой приезд в Москву с целью сбора средств на нужды миссии, а именно, на строительство собора в Токио в 1880 году.
10 апреля 1880, Четверг 6–й недели Великого Поста
К пяти часам — к Малиновскому (Малиновский Александр Михайлович), согласно его приглашенью; обед, за которым мадам Арсеньева (Наталья Юрьевна, урожденная княжна Долгорукая) и рассказ о Се-минарии, что семинаристы совсем не так грубы, искусства в Семинарии довольно развиты, препода-вание серьезней, чем в гимназиях; ее сын (племянник Дмитрия Сергеевича Арсеньева, воспитателя Великих Князей; она за его братом), теперь в Семинарии и не нахвалится Семинарией...
Впрочем, отец Николай Японский вспоминает ее не единожды, но всякий раз без особого "энтузиазма" и каких-либо надежд на участие или помощь от мадам Арсеньевой в делах своих...
1 апреля 1880, Пятница 6–й недели Великого Поста. Отстоял преждеосвященную обедню.
Служил иеромонах, пели певчие хора содержателя Лебедева — человека четыре. После обедни сразу к графине. Там же были - княжна Репнина, Наталья Юрьевна Арсеньева (вчера рассказывавшая о столк-новении графини с старым графом Орловым где–то в Церкви, причем граф принял ее за салопницу, «посторонись, старуха», за что потом графиня грубо приняла его), князь Алексей Николаевич Ша-ховский (больной) и немало других...
Отражение в дневниках нашло и еще одно важное событие для семьи Арсеньевых...
22 мая 1880, Четверг. В Москве.
Боже, скоро ль в Японию! Надоела Россия, то есть надоело безделье, как горькая редька! Кажется, скоро одурею!Приехавши домой, застал протоиерея Приклонского с греческим Новым Заветом и Японскими Евангелиями.
Князь Александр Николаевич Мещерский с гувернером; поклон от княжны Александры Николаевны. Граф Сергий Владимирович Орлов–Давыдов — радостный, что женится скоро на Арсеньевой, дочери Натальи Юрьевны и сестре семинариста (Арсеньева Елизавета Васильевна)...
(продолжение следует)
Примечания
Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского: католический рыцарский орден, учрежденный Святым Престолом и непосредственно от него зависящий. Членами Ордена по всему миру являются представители королевских семей, преуспевающие бизнесмены, политики и научная элита (см. также проект "Свободная Энциклопедия")
Экумени́зм: идеология всехристианского единства, движение за сближение и объединение различ-ных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений.
Донской монастырь: ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный на юго-западе исторической части города Москвы. Основан в 1591 году на месте расположения т.н. "гуляй-города" после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея.
Отец Николай Японский: до принятия монашеского сана, Иван Дмитриевич Касаткин (1836-1912) родился в селе Егорье–на–Березе Бельского уезда (Смоленской губернии) в семье дьякона.