В 1909-1910 годах была издана (и переиздана с дополнениями в 1913)
монография «От Карла Великого до реформации», с которой отец Иоанн вышел на соискание
степени доктора церковной истории.
Защита ее состоялась в марте 1914 года в Московской Духовной Академии, Совет которой, девятью голосами «за» и шестью «против», присудил ему степень доктора церковной истории.
В этой работе Иоанн Арсеньев на богатейшем историческом материале показал механизм возникно-вения на Западе «протестных течений» богословской мысли.
Данная работа не утратила своей актуальности и в настоящее время и, даже рекомендуется, для изу-чения в духовных учебных заведениях. В 2005 году она была переиздана издательством «Вече» под названием «Секты Европы: От Карла Великого до реформации»...
Арсеньев Иван Васильевич: последние времена
Октябрьский переворот отец Иоанн Арсеньев воспринял как наступление, предсказанных в Священном Писании, «последних времен»...
В конце 1917 года протоиерей Иоанн лишился места зако-ноучителя и настоятеля храма в Екатерининском женском институте, где он прослужил более 13-ти лет, а вместе с ними и казенной квартиры, из которой он был выселен вместе с семьей...
В отчаянии, 15/28 января 1918 года отец Иоанн пишет про-шение Патриарху Тихону с просьбой дать ему другое назначе-ние и вскоре получает вакансию настоятеля в храме Христа Спасителя вместо скончавшегося протоиерея Владимира Маркова.
Следует заметить, что в том же храме, в это время служит священником его родной брат Николай Арсеньев, принявший сан в 1900 году.
Иоанн Арсеньев являлся убежденным сторонником воссоединения верующих, особенно его мнение укрепляется в период гражданской войны. Июля 30 дня 1921 года он направляет Святейшему Патриарху Тихону докладную записку о необходимости соединения Католической и Православных Церквей:
«Мы переживаем такие времена, каких наша православная Русь еще никогда
не видала, несмотря на то, что ей уже неоднократно приходилось переживать
много тяжелого, никогда еще безбожие и неверие не ополчались с такою силою
и с таким ожесточением против Христовой истины, как в наши многоскорбные дни...
Нам, христианам, нужно встретить уже недалекое, по-видимому, время Антихриста
во всеоружии церковного единства, чтобы противопоставить наше истинное
единство во Христе тому мнимому и богоборческому единству, к которому
призывают нас современные слуги антихриста, - единству так называемого
интернационала...»
«Но предварительно необходимо с помощью самой беспристрастной критики
проследить всю историю Церкви начиная с века апостольского и кончая эпохою
разделения Церквей и, на основании такого обзора, прийти ко взаимному
соглашению относительно того, в чем именно та или другая сторона могли бы
сделать взаимные уступки, а в чем эти уступки делать нельзя...
Начать с того, чтобы по временам устраивать между представителями обеих
Церквей богослов-ские собеседования, чему в настоящее время отчасти уже и
положено начало и чему нельзя не порадоваться...»
С осени 1921 года отец Иоанн участвовал во встречах представителей православного
и католического духовенства (русских католиков) и мирян, проходивших с осени 1921 по март 1922 года на квартире свя-щенника Католической Церкви восточного обряда Владимира Абрикосова, на которых обсуждался вопрос соединения Церквей. На одной из таких встреч Иоанн Арсеньев выступил с рефератом «По поводу догма-та о единстве Церкви»,
посвященном богословским аспектам этой проблемы.
Арсеньев также, наряду с протоиереем Анатолием Орловым, вошел в организационную комиссию по выработке плана дальнейших собеседований и определения круга тем для обсуждения. Но эта комиссия к работе так и не приступила: уже в апреле 1922 года некоторые участники абрикосовских совещаний (в том числе Иоанн Арсеньев и Анатолий Орлов) были
арестованы по делу об изъятии церковных ценностей, а отец Владимир Абрикосов в сентябре того же, 1922 года вывезен за границу на известном «философском пароходе»...
Аресты
В марте - мае 1922 года ГПУ провело в Москве массовые аресты священнослужителей и мирян, которые стали обвиняемыми на сфабрикованных московских процессах: «процессе 54-х» и «процессе московских церковников» или «Дело Хотовицкого».
Та же участь постигла и о.Иоанна Арсеньева. Он был арестован органами ГПУ ночью с 3 на 4 апреля 1922 года. Поводом для ареста послужили следующие события:
После выхода декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей» председатель
общины храма Христа Спасителя протопресвитер Александр Хотовицкий провел у себя на квартире три совещания чле-нов совета, на котором обсуждались тезисы к намечавшемуся общему собранию прихожан.
Суть предложения сводилась к тому, что необходимо выйти с ходатайством о предоставлении верующим права замены церковных ценностей равноценными не богослужебными предметами. К этим тезисам отцом Александром был составлен «Проект обращения во ВЦИК».
На двух первых совещаниях совета присутствовал и отец Иоанн Арсеньев...
* * *
* * *
23 марта 1922 года в храме Христа Спасителя под председательством отца Иоанна Арсеньева прошло собрание прихожан, которое выработало резолюцию, носившую более резкий характер, нежели тезисы:
- Собрание прихожан...всей душой желает помочь голодающим всеми имеющимися у них средствами, но в то же время признает, что единственно приемлемая форма такой помощи - это свободный церковно-приходской комитет, который сам должен определить, чем именно помочь;
- Второе необходимое условие... это гарантия, что все, собранное комитетом не будет конфисковано, но действительно пойдет на нужды голодающего населения;
- Третье необходимое условие для такой помощи то, что правительство должно дать слово, в силу которого, по крайней мере в официальных органах печати, например в «Известиях», Церковь и ее верховный руководитель, святейший Патриарх, будут свободны от оскорблений;
- Собрание категорически высказывается против какой бы то ни было формы передачи церковного имущества и постановляет в замену этого имущества собрать добровольно жертвуемые ценности;
- Без соблюдения всех этих условий не может быть никакого духовного подъема, необходимого для жертвенного подвига...
Составление этих документов (тезисов и резолюции) власти новой России расценили как преступное контрреволюционное деяние...
К ноябрю следствие по "делу Хотовицкого" завершилось, а в начале декабря 1922 года было передано в суд Московского Революционного трибунала.
Отец Иоанн, как и другие 32 клирика, среди которых был и сам Александр Хотовицкий, обвинялись в распространении воззвания Патриарха Тихона, в призыве к «массовому и открытому противодействию постановления ВЦИК»...
Из обвинения Иоанна Арсеньева и других священнослужителей:
«...Состоя членами организации, называемой Православной иерархией,... они вошли в
преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и
возглавляемое бывшим патриархом Тихоном с целью воспрепятствовать проведению
в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей...»
Следует заметить, что обвинение, в лице прокурора, просило о применении к отцу Иоанну высшей меры наказания - расстрела, но суд не удовлетворил просьбу прокурора, и осудив Арсеньева по статьям 62 и 119 УК РСФСР за "сопротивление изъятию церковных ценностей", вынес окончательный приговор о лишении отца Иоанна свободы со строгой изоляцией на 5 лет, а также конфискацией имущества и пора-жением в правах на 3 года.
Приговор был приведен в исполнение, новым домом Иоанна Арсеньева, после месяцев проведенных в изоляторе комендатуры ГПУ в Кисельном переулке, стала Бутырская тюрьма, а с 1922 по лето 1923 - знаменитая Таганка.
В феврале 1923 года кассационная Коллегия Верховного Трибунала при ВЦИК снизила срок наказания Арсеньева на одну треть. А в июне 1923 года отец Иоанн был освобожден досрочно по постановлению Комиссии ВЦИК «о разгрузке тюрем», не исключено, что благодаря ходатайству Политического
Красного Креста.
После освобождения вернуться на прежнее место служения, в Храм Христа Спасителя, Арсеньеву не удается, ввиду захвата храма так называемыми «обновленцами». ВЦУ «живоцерковников» 6 июля 1922 года постановило:
«...В связи с контрреволюционной агитацией, ведущейся около храма Христа Спасителя... считать причт храма виновным в допущении агитации и непринятии мер к прекращению таковой...»
ВЦУ постановило уволить за штат Иоанна Арсеньева, Хотовицкого и ризничьего храма Илию Зотикова. Новым настоятелем Храма Хрста Спасителя был поставлен обновленческий
протопресвитер Владимир Красницкий.
На свободе отец Иоанн провел меньше пяти месяцев...
В ночь на 13 ноября 1923 года на квартире Иоанна Арсеньева был произведен обыск, в числе других документов были изъяты:
- «Воззвание Священного собора Православной Русской Церкви к православному народу»
от 27 января (9 февраля) 1918 года по поводу декрета о свободе совести;
- «Послание Святейшего Патриарха Тихона» от 19 января (1 февраля) 1918 года
об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной.
А на следующий день после обыска, отец Иоанн был вызван на допрос к начальнику 4-го отделения секретного отдела ОГПУ и заключен во внутреннюю тюрьму на Лубянке...
В этот раз Арсеньев был арестован по так называемому делу русских католиков. Всего, совокупно, по данному процессу в конце 1923 - начале 1924 годов, в Москве и Петрограде было арестовано 52 человека. Екатерина Абрикосова и сестры-доминиканки обвинялись в «преступных связях с Ватиканом и передаче за рубеж сведений о гонениях в России на верующих...»
Такие же обвинения были предъявлены и арестованным по этому делу православным священникам отцу Иоанну Арсеньеву, протоиерею Анатолию Орлову - бывшему ректору
Московской Духовной Академии и протоиерею Евгению Синадскому. Поводом для ареста послужило их участие во встречах представителей православного и католического духовенства (русских католиков) и мирян, проходивших ранее, с осени 1921 по март 1922 года на квартире Владимира Абрикосова...
14 ноября 1923 года следователь 4-го отделения ОГПУ предъявил Иоанну Арсеньеву постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в «контрреволюционной деятельности, выразившейся в сношениях с заграницей, собрании и передаче туда сведений, служащих
подрыву Советской власти...»
Доказать передачу за границу сведений чекистам не удалось. Поэтому 4 декабря 1923 года следователь вынес постановление о том, что Арсеньев «обвиняется в соучастии и распространении контрреволю-ционных воззваний Патриарха Тихона».
Следственное дело было направлено в производство 6-го (церковного) отделения секретного отдела ОГПУ. Нет сомнений, что Арсеньев подвергался жесткому моральному давлению на последующих допросах.
8 января 1924 года в газете «Известия» был опубликован циркуляр Наркомата юстиции №254, в котором предписывалось рассматривать как уголовно наказуемое деяние
«публичное чествование лиц, осужден-ных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений, в частности, гр. Белавина (Тихона)».
Сводки ГПУ начала 1924 года свидетельствуют, что Святейший Патриарх Тихон в ответ
на многочис-ленные вопросы о поминовении, дабы не подставлять под удар прихожан, давал указание не поминать или поминать «прикровенно».
11 января 1924 года Иоанн Арсеньев обратился к Е.А. Тучкову с письменным заявлением об отказе впредь провозглашать за богослужениями имя Патриарха Тихона и о признании обновленческого Свя-щенного Синода «законной церковной властью, которой готов
подчиняться». Свое решение он мотиви-ровал ссылкой на циркуляр №254.
Вынужденное признание отцом Иоанном обновленческого Синода являлось чисто формальным
актом, впоследствии он никогда не служил в храмах, принадлежавших обновленцам, но данное заявление вполне устроило чекистов. В тот же день, 11 января 1924 года, сотрудница 6-го отделения Якимова вынесла заключение о прекращении следствия по делу Арсеньева...
30 января 1924 года Арсеньев был освобожден под подписку о невыезде из Москвы. Приговор специаль-ной комиссии НКВД по административным высылкам от 22 февраля 1924 года предусматривал: 2 года cсылки, с запрещением ему проживания в Москве и Московской губернии, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Ростове-на-Дону.
Отец Иоанн избрал местом проживания Тверь...
Рукоположенный в протосвитеры святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным), отец Иоанн Арсеньев 8 марта 1924 года прибыл с женой в Тверь. Семья некоторое время проживала на Циммервальской улице, а позже переехала в квартиру на улице Веры Бонч-Бруевич.
В это период Иоанн Арсеньев находился под пристальным надзором ВЧК, он вынужден был ежене-дельно ходить на регистрацию в Тверской отдел ГПУ, а в его квартире неоднократно проводился обыск.
Срок высылки истек 22 февраля 1926 года, но только в начале июня отец Иоанн был снят с учета административно высланных и направился в Москву...
По возвращении в Москву, в августе 1926 года, на общеприходском собрании отец Иоанн был избран на место второго священника Казанской церкви у Калужских ворот и утвержден в этой должности епископом Серпуховским Алексием (Готовцевым). Служил он в Казанской церкви до закрытия храма в начале 1927 года, а после этого перешел в храм Иоанна Воина на Якиманке.
Иоанн Арсеньев умер 8 сентября 1930 года и нашел свое последнее пристанище на Даниловском кладбище, напротив северного входа в храм Святого Духа...
(продолжение следует)
Примечания
Император Павел I: Па́вел Петро́вич (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург[1]) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.