К истории
ТЕРЮШЕВСКОЙ ВОЛОСТИ

Арапиха
Бакшеево
Березники
Большое Сескино
Большое Терюшево
Борисово
Борцово
Вармалей
Вышка
Зубаниха
Кривуша
Кужадон
Кужутки
Кудрино
Лапшиха
Льготка
Макраша
Малое Сескино
Малое Терюшево
Мирша
Муравьиха
Новая Елховка
Новое Борцово
Новое Покровское
Новое Тепелево
Пилекшево
Румстиха
Сарадон
Старая Елховка
Старое Тепелево
Суроватиха
Татарская
Теплое
Учеватиха

Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

Дворяне российские
В разделе:



НИЖЕГОРОДСКОЕ ДВОРЯНСТВО

А. Шабашов © 2015
к истории села Рождественский Майдан
(продолжение)

КРЕСТЬЯНЕ ГОСПОЖИ АРСЕНЬЕВОЙ






Арсеньев Иван Васильевич

   В 1909-1910 годах была издана (и переиздана с дополнениями в 1913) монография «От Карла Великого до реформации», с которой отец Иоанн вышел на соискание степени доктора церковной истории.
   Защита ее состоялась в марте 1914 года в Московской Духовной Академии, Совет которой, девятью голосами «за» и шестью «против», присудил ему степень доктора церковной истории.

   В этой работе Иоанн Арсеньев на богатейшем историческом материале показал механизм возникно-вения на Западе «протестных течений» богословской мысли.
   Данная работа не утратила своей актуальности и в настоящее время и, даже рекомендуется, для изу-чения в духовных учебных заведениях. В 2005 году она была переиздана издательством «Вече» под названием «Секты Европы: От Карла Великого до реформации»...


   Арсеньев Иван Васильевич: последние времена

   Октябрьский переворот отец Иоанн Арсеньев воспринял как наступление, предсказанных в Священном Писании, «последних времен»...

   В конце 1917 года протоиерей Иоанн лишился места зако-ноучителя и настоятеля храма в Екатерининском женском институте, где он прослужил более 13-ти лет, а вместе с ними и казенной квартиры, из которой он был выселен вместе с семьей...
   В отчаянии, 15/28 января 1918 года отец Иоанн пишет про-шение Патриарху Тихону с просьбой дать ему другое назначе-ние и вскоре получает вакансию настоятеля в храме Христа Спасителя вместо скончавшегося протоиерея Владимира Маркова.

   Следует заметить, что в том же храме, в это время служит священником его родной брат Николай Арсеньев, принявший сан в 1900 году.

   Иоанн Арсеньев являлся убежденным сторонником воссоединения верующих, особенно его мнение укрепляется в период гражданской войны. Июля 30 дня 1921 года он направляет Святейшему Патриарху Тихону докладную записку о необходимости соединения Католической и Православных Церквей:

   «Мы переживаем такие времена, каких наша православная Русь еще никогда не видала, несмотря на то, что ей уже неоднократно приходилось переживать много тяжелого, никогда еще безбожие и неверие не ополчались с такою силою и с таким ожесточением против Христовой истины, как в наши многоскорбные дни...
   Нам, христианам, нужно встретить уже недалекое, по-видимому, время Антихриста во всеоружии церковного единства, чтобы противопоставить наше истинное единство во Христе тому мнимому и богоборческому единству, к которому призывают нас современные слуги антихриста, - единству так называемого интернационала...»

   «Но предварительно необходимо с помощью самой беспристрастной критики проследить всю историю Церкви начиная с века апостольского и кончая эпохою разделения Церквей и, на основании такого обзора, прийти ко взаимному соглашению относительно того, в чем именно та или другая сторона могли бы сделать взаимные уступки, а в чем эти уступки делать нельзя...
   Начать с того, чтобы по временам устраивать между представителями обеих Церквей богослов-ские собеседования, чему в настоящее время отчасти уже и положено начало и чему нельзя не порадоваться...»

   С осени 1921 года отец Иоанн участвовал во встречах представителей православного и католического духовенства (русских католиков) и мирян, проходивших с осени 1921 по март 1922 года на квартире свя-щенника Католической Церкви восточного обряда Владимира Абрикосова, на которых обсуждался вопрос соединения Церквей. На одной из таких встреч Иоанн Арсеньев выступил с рефератом «По поводу догма-та о единстве Церкви», посвященном богословским аспектам этой проблемы.
   Арсеньев также, наряду с протоиереем Анатолием Орловым, вошел в организационную комиссию по выработке плана дальнейших собеседований и определения круга тем для обсуждения. Но эта комиссия к работе так и не приступила: уже в апреле 1922 года некоторые участники абрикосовских совещаний (в том числе Иоанн Арсеньев и Анатолий Орлов) были арестованы по делу об изъятии церковных ценностей, а отец Владимир Абрикосов в сентябре того же, 1922 года вывезен за границу на известном «философском пароходе»...


   Аресты

   В марте - мае 1922 года ГПУ провело в Москве массовые аресты священнослужителей и мирян, которые стали обвиняемыми на сфабрикованных московских процессах: «процессе 54-х» и «процессе московских церковников» или «Дело Хотовицкого».
   Та же участь постигла и о.Иоанна Арсеньева. Он был арестован органами ГПУ ночью с 3 на 4 апреля 1922 года. Поводом для ареста послужили следующие события:

   После выхода декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей» председатель общины храма Христа Спасителя протопресвитер Александр Хотовицкий провел у себя на квартире три совещания чле-нов совета, на котором обсуждались тезисы к намечавшемуся общему собранию прихожан.
   Суть предложения сводилась к тому, что необходимо выйти с ходатайством о предоставлении верующим права замены церковных ценностей равноценными не богослужебными предметами. К этим тезисам отцом Александром был составлен «Проект обращения во ВЦИК».
   На двух первых совещаниях совета присутствовал и отец Иоанн Арсеньев...

* * *
* * *

   23 марта 1922 года в храме Христа Спасителя под председательством отца Иоанна Арсеньева прошло собрание прихожан, которое выработало резолюцию, носившую более резкий характер, нежели тезисы:

  • Собрание прихожан...всей душой желает помочь голодающим всеми имеющимися у них средствами, но в то же время признает, что единственно приемлемая форма такой помощи - это свободный церковно-приходской комитет, который сам должен определить, чем именно помочь;
  • Второе необходимое условие... это гарантия, что все, собранное комитетом не будет конфисковано, но действительно пойдет на нужды голодающего населения;
  • Третье необходимое условие для такой помощи то, что правительство должно дать слово, в силу которого, по крайней мере в официальных органах печати, например в «Известиях», Церковь и ее верховный руководитель, святейший Патриарх, будут свободны от оскорблений;
  • Собрание категорически высказывается против какой бы то ни было формы передачи церковного имущества и постановляет в замену этого имущества собрать добровольно жертвуемые ценности;
  • Без соблюдения всех этих условий не может быть никакого духовного подъема, необходимого для жертвенного подвига...

   Составление этих документов (тезисов и резолюции) власти новой России расценили как преступное контрреволюционное деяние...

   К ноябрю следствие по "делу Хотовицкого" завершилось, а в начале декабря 1922 года было передано в суд Московского Революционного трибунала.
   Отец Иоанн, как и другие 32 клирика, среди которых был и сам Александр Хотовицкий, обвинялись в распространении воззвания Патриарха Тихона, в призыве к «массовому и открытому противодействию постановления ВЦИК»...

   Из обвинения Иоанна Арсеньева и других священнослужителей:
   «...Состоя членами организации, называемой Православной иерархией,... они вошли в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим патриархом Тихоном с целью воспрепятствовать проведению в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей...»

   Следует заметить, что обвинение, в лице прокурора, просило о применении к отцу Иоанну высшей меры наказания - расстрела, но суд не удовлетворил просьбу прокурора, и осудив Арсеньева по статьям 62 и 119 УК РСФСР за "сопротивление изъятию церковных ценностей", вынес окончательный приговор о лишении отца Иоанна свободы со строгой изоляцией на 5 лет, а также конфискацией имущества и пора-жением в правах на 3 года.


   Приговор был приведен в исполнение, новым домом Иоанна Арсеньева, после месяцев проведенных в изоляторе комендатуры ГПУ в Кисельном переулке, стала Бутырская тюрьма, а с 1922 по лето 1923 - знаменитая Таганка.

   В феврале 1923 года кассационная Коллегия Верховного Трибунала при ВЦИК снизила срок наказания Арсеньева на одну треть. А в июне 1923 года отец Иоанн был освобожден досрочно по постановлению Комиссии ВЦИК «о разгрузке тюрем», не исключено, что благодаря ходатайству Политического Красного Креста.

   После освобождения вернуться на прежнее место служения, в Храм Христа Спасителя, Арсеньеву не удается, ввиду захвата храма так называемыми «обновленцами». ВЦУ «живоцерковников» 6 июля 1922 года постановило:
«...В связи с контрреволюционной агитацией, ведущейся около храма Христа Спасителя... считать причт храма виновным в допущении агитации и непринятии мер к прекращению таковой...»

   ВЦУ постановило уволить за штат Иоанна Арсеньева, Хотовицкого и ризничьего храма Илию Зотикова. Новым настоятелем Храма Хрста Спасителя был поставлен обновленческий протопресвитер Владимир Красницкий.

   На свободе отец Иоанн провел меньше пяти месяцев...


   В ночь на 13 ноября 1923 года на квартире Иоанна Арсеньева был произведен обыск, в числе других документов были изъяты:

  • «Воззвание Священного собора Православной Русской Церкви к православному народу»
    от 27 января (9 февраля) 1918 года по поводу декрета о свободе совести;
  • «Послание Святейшего Патриарха Тихона» от 19 января (1 февраля) 1918 года об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной.

   А на следующий день после обыска, отец Иоанн был вызван на допрос к начальнику 4-го отделения секретного отдела ОГПУ и заключен во внутреннюю тюрьму на Лубянке...
   В этот раз Арсеньев был арестован по так называемому делу русских католиков. Всего, совокупно, по данному процессу в конце 1923 - начале 1924 годов, в Москве и Петрограде было арестовано 52 человека. Екатерина Абрикосова и сестры-доминиканки обвинялись в «преступных связях с Ватиканом и передаче за рубеж сведений о гонениях в России на верующих...»

   Такие же обвинения были предъявлены и арестованным по этому делу православным священникам отцу Иоанну Арсеньеву, протоиерею Анатолию Орлову - бывшему ректору Московской Духовной Академии и протоиерею Евгению Синадскому. Поводом для ареста послужило их участие во встречах представителей православного и католического духовенства (русских католиков) и мирян, проходивших ранее, с осени 1921 по март 1922 года на квартире Владимира Абрикосова...

   14 ноября 1923 года следователь 4-го отделения ОГПУ предъявил Иоанну Арсеньеву постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в «контрреволюционной деятельности, выразившейся в сношениях с заграницей, собрании и передаче туда сведений, служащих подрыву Советской власти...»
   Доказать передачу за границу сведений чекистам не удалось. Поэтому 4 декабря 1923 года следователь вынес постановление о том, что Арсеньев «обвиняется в соучастии и распространении контрреволю-ционных воззваний Патриарха Тихона».

   Следственное дело было направлено в производство 6-го (церковного) отделения секретного отдела ОГПУ. Нет сомнений, что Арсеньев подвергался жесткому моральному давлению на последующих допросах.

   8 января 1924 года в газете «Известия» был опубликован циркуляр Наркомата юстиции №254, в котором предписывалось рассматривать как уголовно наказуемое деяние «публичное чествование лиц, осужден-ных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений, в частности, гр. Белавина (Тихона)».
   Сводки ГПУ начала 1924 года свидетельствуют, что Святейший Патриарх Тихон в ответ на многочис-ленные вопросы о поминовении, дабы не подставлять под удар прихожан, давал указание не поминать или поминать «прикровенно».

   11 января 1924 года Иоанн Арсеньев обратился к Е.А. Тучкову с письменным заявлением об отказе впредь провозглашать за богослужениями имя Патриарха Тихона и о признании обновленческого Свя-щенного Синода «законной церковной властью, которой готов подчиняться». Свое решение он мотиви-ровал ссылкой на циркуляр №254.
   Вынужденное признание отцом Иоанном обновленческого Синода являлось чисто формальным актом, впоследствии он никогда не служил в храмах, принадлежавших обновленцам, но данное заявление вполне устроило чекистов. В тот же день, 11 января 1924 года, сотрудница 6-го отделения Якимова вынесла заключение о прекращении следствия по делу Арсеньева...

   30 января 1924 года Арсеньев был освобожден под подписку о невыезде из Москвы. Приговор специаль-ной комиссии НКВД по административным высылкам от 22 февраля 1924 года предусматривал: 2 года cсылки, с запрещением ему проживания в Москве и Московской губернии, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Ростове-на-Дону.
   Отец Иоанн избрал местом проживания Тверь...


   Рукоположенный в протосвитеры святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным), отец Иоанн Арсеньев 8 марта 1924 года прибыл с женой в Тверь. Семья некоторое время проживала на Циммервальской улице, а позже переехала в квартиру на улице Веры Бонч-Бруевич.

   В это период Иоанн Арсеньев находился под пристальным надзором ВЧК, он вынужден был ежене-дельно ходить на регистрацию в Тверской отдел ГПУ, а в его квартире неоднократно проводился обыск.
   Срок высылки истек 22 февраля 1926 года, но только в начале июня отец Иоанн был снят с учета административно высланных и направился в Москву...

   По возвращении в Москву, в августе 1926 года, на общеприходском собрании отец Иоанн был избран на место второго священника Казанской церкви у Калужских ворот и утвержден в этой должности епископом Серпуховским Алексием (Готовцевым). Служил он в Казанской церкви до закрытия храма в начале 1927 года, а после этого перешел в храм Иоанна Воина на Якиманке.

   Иоанн Арсеньев умер 8 сентября 1930 года и нашел свое последнее пристанище на Даниловском кладбище, напротив северного входа в храм Святого Духа...

(продолжение следует)


   Примечания

   Император Павел I: Па́вел Петро́вич (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург[1]) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.



    Раздел "Вот приедет":
    Александр Шабашов "Крестьяне госпожи Арсеньевой"
    Начало |1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|   Приложение: Дворяне Смирновы Нижегородские  Начало|1|2|3|4|5|


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1693
2013
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: rm-nnov@yandex.ru

NN counter top100 TopList Регионы России

Hosted by uCoz