Пролистнув почти 200 лет из жизни рода Арсеньевых, у нас появляется, наконец, возможность вернуться к началу рассказа, предварительно представив читателям внука госпожи Арсеньевой, урожденной княгини Натальи Юрьевны Долгорукой, Николая Сергеевича...
Арсеньев Николай Сергеевич
Арсеньев Николай Сергеевич родился 16 (28) мая 1888 года в Стокгольме (Швеция).
Детство и юность Николая во много схожи с его братьями, подобно старшим, он успешно окончил гимна-зию, а затем, в 1910 году историко-филологический факультет Московского университета.
Совершенствовался в университетах Мюнхена, Фрайбурга и Берлина, а с 1912 года работал при кафедре западно-европейской литературы Московского университета; заняв в 1914 году должность приват-доцента кафедры западноевропейских литератур Московского университета.
Во время Первой мировой войны Николай Арсеньев исполнял обязанности уполномоченного Красного Креста (1914—1916), а с сентября 1916 года возобновил работу в Московском университете.
Одновременно, Арсеньев читал курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения на Высших женских курсах и в Народном университете имени А.Л. Шанявского.
Революцию, подобно старшему брату, воспринял неизбежностью, через которую суждено пройти России. Покинув столицу, Николай Арсеньев продолжает работать профессором кафедры романо-гер-манской филологии Саратовского университета (1918—1920), одно-временно выступая с курсом лекций по философии.
По его инициативе, в этот период, в Университете была образо-вана новая кафедра сравнительной истории религий.
В 1919 году, по подозрению в антисоветской пропаганде, Арсеньев был дважды арестован. Опасаясь очередного ареста, в марте 1920 года нелегально перешёл польскую границу...
После недолгого пребывания в Варшаве и Берлине обосновался в Кёнигсберге, где до 1944 года занимал должность профессора Кёнигсбергского университета, одновре-менно выступая с лекциями в Русском научно-исследовательском институте и в Религиозно-философской академии в Берлине.
В период 1926—1938 годов занимал должность профессора православного богословского факультета Варшавского университета, читал лекции в Оксфордском, Кембриджском и Лондонском университетах.
На литературном поприще Николай Сергеевич сотрудничал в основанном Н.А. Бердяевым журнале «Путь» и других периодических изданиях. Участвовал в экуменическом движении, являясь членом Палаты Всемирного союза христианских церквей.
Некоторые из «страниц жизни» Николая Сергеевича Арсеньева имеют спорное толкование в среде ис-следователей, причиной чему, прежде всего, отсутствие собственной их оценки писателем в книге воспо-минаний «Дары и встречи жизненного пути».
В период Великой Отечественной войны, осенью 1941 года Арсеньев, согласно архивным документам [1], в качестве добровольца поступает на службу вермахта...
В частности, в своём отчёте о посещении лагеря для военнопленных в поселке Волосово под Ленингра-дом сотрудник айнзацштаба Вундер упоминает о службе Арсеньева как зондерфюрера в качестве пере-водчика. Ряд опубликованных документов, свидетельствует о том, что профессор Н.С. Арсеньев числился зондерфюрером в вермахте по крайней мере, до весны 1942 года...
По всей видимости, вскоре, после встречи с Вундером, Арсеньев все-таки вернулся в Кенигсберг, где продолжил работу в университете...
Следует отметить, что ознакомившись с подобными фактами из биографии Николая Арсеньева, автору не представляется логичным и правильным причислить его к списку "предателей Родины", а тем более военных преступников.
Его поведение аналогично остальным 90% жителей Европы, принявших диктат нацизма...
Не лишним, в данном случае, будет и цитирование реплики к.ф.н., доцента кафедры экономических наук Калининградского института экономики, члена Союза писателей России и члена Союза журналистов России Л.В. Давыденко на историко-методологическом семинаре в РХГА, посвященном презентации книги воспоминаний Н.С. Арсеньева:
«...Письмо из украинского архива некоего доктора Вундера, который в ноябре 1941 года отправляется в Волосово, в сторону Петербурга, в составе группы в поисках художественных ценностей, содержит фами-лию фон Арсеньев, но инициалов не называет. Несколько страниц Вундер уделяет Арсеньеву.
Вундер говорит, что фон Арсеньев поразил его тем, что тот, будучи переводчиком в лагере для пересыль-ных, занимается совсем другим. Он восстанавливает библиотеку Достоевского.
Немецкие солдаты выбросили на улицу книги, они валялись в грязи. Арсеньев с одной учительницей собрал их и создал библиотеку имени Достоевского. Более того, усилиями Арсеньева открылся православ-ный храм, куда идут прихожане со всех окрестных деревень. И библиотека также в светлое время суток постоянно работает и пользуется спросом. Вундер говорит, что жизнь российская открылась с другой стороны, потому что книги все зачитаны. Об Арсеньеве он заключает, что им движет желание создать русское национальное правительство на оккупированной территории, что национальные национальные заботы русского в его требованиях превышают здесь и противопоставлены обязанностям немецкого зондерфюрера...»
В 1944 году Николай переезжает во Францию, где преподает в Католическом институте при Сорбонне (Париж). Позднее семейство Арсеньевых принимает решение о переезде в США, уже с 1948 года Николай Сергеевич Арсеньев работает профессором Свято-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке...
В дополнение к краткой биографии Николая Сергеевича Арсеньева, приведем ряд редких снимков, представленных на семинаре РХГА, включая фотографию профессора Н.С. Арсеньева с братом Юрием и сестрой Натальей (Си-Клиф, США)
(продолжение следует)
Примечания
Политический Красный Крест (ПКК): общее название ряда организаций, оказывавших помощь политзаключенным в Российской империи и Советской России, проосновой которых считается правозащитное движение, зародившееся в Петербурге в 1875 году, и получивше дальнейшее свое развитие после поражения революции 1905 года, а также февральской революции.