Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

"Господине, крестьяне ся пропиваютъ,
а люди гибнутъ"
Кириллъ Белозерскiй
В разделе: Tractir
ИСТОРИЯ КАБАКОВ
В РОССИИ
по материалам И.Г.Прыжова
(для истории общественного и народного быта)
публикуется с сокращениями
В связи
с историей
русского народа


Водки без сахара | Водки сладкие | Ликеры | Пунши | Наливки | Шиповки | Квас | Пиво | Меды | Разные напитки

История кабаков в России

   ОРДЫН-НАЩОКИН и КРИЖАНИЧ
   

   Кабаки распространялись, равно ненавистные и народу и лучшим людям общества. Из последних нашлось двое, которые в XVII веке подали голос за свободную продажу питей. То были Юрий Крижанич, серб из Хорватии, и А.Ордын-Нащокин, псковский уроженец.
   Ю.Крижанич, сербский католический священник, около 1655 года прибыл в Московское государство и конечно не мог не заметить печальное положение народа, пившего по кабакам. Вот что он писал, сосланный уже в Сибирь (1660-1668): "объ пьянству нашемъ что треба говорить! Да ты бы весь широкiй свет кругом обошел, нигде бы не нашел такого мерзкаго, гнуснаго и страшнаго пьянства, яко здесь на Руси. А тому причина есть корчемное самоторжiе (монополiя), или кабаки. По милости этой монополiи люди не смеютъ варить себе напитковъ безъ приказнаго позволенiя, и въ этомъ последнемъ пишется имъ, чтобы они выпили все въ три или четыре дня после изготовленiя, и дольше въ домахъ не держали. Чтобы выпить скорее этотъ навареный напитокъ, люди пьют черезъ силу и упиваются; а соседи, которымъ нечего выпить дома, и негде купить напитка, сидятъ безъ стыда, и не отходятъ отъ этого пива, пока чаютъ хоть одну каплю его. Дальше люди мелкаго счастiя не въ состоянiи изготовить дома вина или пива, а корчмы нет, где бы они могли иногда выпить, кроме корчмы царской, где и место и посуда хуже всякаго свинаго хлева, и питье самое отвратительное (питiе само пребридко), и продается по бесовски дорогой цене. Кроме того и эти адскiе кабаки не подъ руками у народа, но в каждомъ большомъ городе одинъ или два только кабака. Поэтому, говорю я, мелкiе люди чуть ли не всегда лишены нипитковъ, и оттого делаются чрезмерно жадны на питье, безстыдны и почти бешены, так что какую ни подашь большую посуду съ виномъ, они считаютъ за заповедь Божiю и государеву выпить ее въ один духъ. И когда они соберутъ несколько деньжонокъ, и придутъ въ кабачный адъ, тогда сбесятся въ конецъ, и пропиваютъ и рухлядь, какая есть дома, и одежду съ плечъ. Итак всiя злости и неподобiе, и грехоты, и тщеты, и остуды всего народа исходятъ изъ проклятаго корчменнаго самоторжiя".
   Так писал Крыжанич в Сибири, и то же самое, вероятно, он говорил, живши в Москве. Слова его должны были показаться богопротивными, и он был сослан... Не лучшая участь постигла и старанiя Нащокина уничтожить кабаки и ввести свободную торговлю питьями.

   Просвещеннейший из русских людей XVII века, Афанасий Лавретьевич Ордын-Нащокин в 1665 году назначен был воеводой во Псков. Псков был город порубежный, куда иностранцы привозили тайком множество "горькаго вина и немецкихъ питей", и псковичи совсем не покупали вина с казенных кружечных дворов. Сильно развивалась потаенная корчемная продажа, которой занимались иностранцы, жилецкие люди и дворники, в казне были великие недоборы, а в недоборах, когда год отойдет, "извыкли чело-битьемъ и сроками отбывать", завелось воровство, стали ходить по ночам из своих подворий, и объявлялись разные рухляди в ночных приносах.
   Чтобы положить конец этой безурядице, Нащокин предложил ввести вольную продажу вина, с платой в казну с рубля по две деньги, и по гривне. Мнения псковичей, вызванные этим предложением, разде-лились: меньшие люди, т.е. собственно народ, стали за вольную продажу, а лучшие богачи - горланы, как было и в 1470 году [16], как это бывало всегда, стали за свою личную выгоду, за кабаки, за так называемую старину; но потом между обеими сторонами последовало соглашение, и введена была вольная торговля питьями, на следующих условиях: "въ посадахъ торговыхъ людей положить за вино и за всякое пите во всякой годъ, сметя противъ продажи его въ указанные сроки; а кто теми питьями больше торговать учнетъ иныхъ товаровъ, и того въ земской избы остерегать, и въ сотняхъ у жилецких людей въ домахъ не можетъ утаитца, а на техъ с рубля имать по гривне; и на ремесленныхъ посадскихъ же людяхъ противъ явки годовые, какъ прежъ сего являлись, держать про себя на праздники и на урочные дни, а корчмы не держать; и на церковный чинъ положить противъ явки потому жъ, и на казаковъ, и на стрельцовъ, и на пушкарей за явку положить въ годъ по меньшей явке, а съ красныхъ заморскихъ питей съ продавца имать съ рубля по гривне жъ. А въ уезде на всехъ на пашенныхъ людей покотельшина съ виннаго и пивнаго котла порознь, - а питье въ городы подвозить учнуть подрядомъ, и то объявлять, а за бочку пива или меду что цена, то и пошлинъ взять".

   Во Пскове получен царский указ о вводе этого нового порядка продажи питей, и указу этому не хотят верить Лучшие люди, делая с него списки, посылают при челобитных к царю, и просят у него нового указа, а "молодшiе" жалуются на лучших, что они царского указа не слушаются. Наконец, свободная продажа питей введена, и Псков как будто переродился, "и явные о томъ знаки во Пскове, какъ учала быть питейная пошлина въ домахъ съ большимъ укрепленiем, и хлебъ во Пскове учалъ быть къ торгу дешевле, и всякимъ людямъ отъ выемокъ и отъ разоренья свободнее, а что кабацкiе избы, где всякое безчинiе и смрадъ былъ, а ныне въ техъ местахъ устроены обиталища убогимъ, а те избы всякаго благочинiя исполнены".
   Нащокин был во Пскове с марта 1665 по октябрь 1666 года, когда его сменил Хованский, враг всяких нововведений. Этим воспользовались лучшие люди, подали ему челобитную о нововведенных порядках, в следствие чего Хованский и написал царю, что "ныне во Пскове учинены вновь шинки, и въ техъ шинкахъ пьютъ безвременно, и отъ того смотреть добраго опричь всякаго дурна не изъ чего, и что казне великаго государя питейной прибыли перед прежнимъ сборомъ будетъ недоборъ большой, а прежнiй де окладъ 9000 рублей, а ныне на откупъ даютъ 6000 рублей, а чаетъ де сберетца и 7000 рублей, а шингари де въ два месяца, на сентябрь да на октябрь, принесли только 600 рублевъ, а того де сберетца на год 3600 рублевъ, и как темъ шингарямъ питейная прибыль отдана на веру ли, или на откупъ, того в отписке имянно не отписано". Поэтому он просил шинки отставить, и быть по-прежнему кабакам по старым местам, и отдать их на откуп, а если откупщиков не найдется, то сбирать на веру лучшим людям...
   К этому прибавлен был донос на Нащокина: "и въ челобитной, государь, писано слагательно, некто писалъ умной человекъ, а мужикамъ было такъ не сложить, а многiе, государь, статьи въ ней писаны къ нынешнимъ волямъ, что было заведено не деломъ, безъ твоего государева указу, отъ своихъ вымысловъ, а будто въ нынешнемъ 1666 году присланы изъ съезжей избы памяти, питейной промыслъ отставить и быть кабаку въ одномъ месте, а то солгано, - кабаку быть не въ одномъ месте, а где прежде бывали. И посадскiе, государь, лучшiе люди, и сказки за своими руками многiе дали, что они отъ техъ шинковъ разорились".

   Откупщик нашелся, Кузьма Андреев Солодовников, и заплатил за месяц более чем вдвое против той прибыли, какую казна получила от продажи. Узнав про это Нащокин, и написал царю: "Указано всякимъ деламъ быть по-прежнему, и разоренъ, государь, советъ божiихъ и твоихъ великаго государя людей, а пущены во вражду и разоренье, въ чемъ прежъ всего разорены напрасно".
   Но Хованского скоро сменил Великого-Гагин, и при нем вольные питейные промышленники, Давид Бахарев с товарищами, прислали в Москву челобитную, в которой объявили, что выборные люди, Семен Меншиков с товарищами, дружа друг другу, и видя, что будет казне великого государя сбор большой, питейную прибыль отдали на откуп товарищу своему, выборному человеку Кузьме Андрееву, заводом, и, забыв страх божий и крестное целование, назвали наши оброчные дома шинками. Пришла и другая жалоба в Москву на откупщика Кузьму Андреева и его приятелей, которые устроили ему откуп, что откупная сумма очень мала, и что, несмотря на то, откупщик и товарищи его, лучшие люди, притесняют маломочных людей, не дают им приготовлять у себя хмельных напитков в известных, определенных законом случаях, корыстуются с кабаков, привозят товары, прокрадывая. Челобитная была принята во внимание, и пришел с Москвы указ, чтобы выборные Меншиков с товарищами, за то, что маломочным людям не помогали, а решали дела без городового и мирского ведома, платили бы в год за кабаки 9366 рублей.
   Но осенью 1668 года пришла новая челобитная от земского старосты Котятникова и всех псковичей, чтобы от кабацких продаж была учинена полная свобода, как в Смоленске. Лучшим людям в Москве мирволили, и челобитчикам было отказано. Царь не знал, что и делать, и спрашивал совета у Нащокина: "какъ тому кабацкому сбору пристойно быть, и доимочныя деньги на комъ взять, чтобъ кабацкая прибыль напрасно не пропала, а людей бы не ожесточить". Нащокин счел нужным объяснить ему все дело.

   "Въ 1668 году", - говорил он, "я устроилъ Псковское государство съ примера стороннихъ чужихъ земель къ великой прибыли твоей государевой казне и Псковскому государству къ полноте и расширенiю; я сделалъ это, ни на что не прельщаясь, только видя вашу государскую премногую милость, исполняя свой долгъ, и надеясь получить отпущенiе греховъ в будущемъ веке. Но мое дело, государь, возненавижено немилосердными людьми, приказною мздою. Отказали Стеньке Котятникову въ питейныхъ сборахъ, но думные за чемъ забыли мою вину: я и въ Смоленске то же самое сделалъ! А Псковъ важнее Смоленска, лежитъ на рубеже двухъ чужихъ земель; жители въ городе и уездах пришли въ последнюю нищету, и безъ такого устава помочь имъ нечемъ. Всячески приводя въ согласiе людей божiихъ и государевыхъ, я наговаривалъ и писалъ во Пскове, и ко мне изо Пскова писалъ дьякъ Мина Гробовъ, что усердно радеетъ, какъ бы прекратить разделенiе между псковичами, и на комъ довелось кабацкую недоимку доправить, то у нихъ уже решено, - решено и то, чему во Пскове быть прочнее. Надеясь на твою государскую милость, я въ Смоленске твоим указомъ примеръ учинилъ; товарищи мои, думные дьяки, это знали, и если, государь, въ Смоленске въ питейномъ доме зла не сделалось, и какъ теперь тамъ дело идетъ въ посольскомъ приказе известно, то во Пскове было бы гораздо больше прибыли чемъ в Смоленске".

   Царь решился спросить всех жителей Пскова, чего они хотят, и что выгоднее для казны, питейные дома (шинки, вольные дома) или кабаки.
    Архимандрит Арсений, как святую понагию носить, во всякой правде сказал, и архимандрит, игумны и строители, игуменьи и строительницы подтвердили, что "питейнымъ домамъ быть нельзя", потому что народ не обогатится, а пьянство будет большое. Из крестьян, одни сказали, что "питейнымъ домам можно быть по-прежнему, а кабакамъ быть непристойно"; другие же 670 крестьян, вместе с дворянами, казаками, стрельцами, пушкарями и воротниками, которых всего было 2115 человек, сказали, что "они не знаютъ". Стали вызывать откупщиков, но откупщиков не нашлось (Доп. А.И. V. 1-47. Сол. Ист. Росс. XIII, 118). Нащокин долго еще боролся с московскою приказной мздой, потакавшей кабацким откупам. "На Москве", - писал он к царю, "не радятъ о государственныхъ делахъ, - эй дурно! - Царь, думные дядьки занимаются хитростями и кружечными делами!" Но, видя потом, что это "дурно" неисправимо, и идет все шире и дальше, честный гражданин вдруг оставил свет, и удалился в монастырь Саввы Крынецкого, в 20 верстах от Пскова. Слова Крижанича и Ордына-Нащокина погибли, не оставив никакого следа: кабаки и кабацкая жизнь распространялись по всем углам русской земли...


[16]   - "К Москве хотим", - кричали зажиточные, "к Москве по старине!"
(Костом. Севернорусс. Народопр. I, 171)



    Раздел Трактир:


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1686
2012
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2012
Справки и информация: rm-nnov@yandex.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz