ИНОРОДЦЫ
Читая позднейшие описания быта инородцев, постоянно встречаешься с одним
и тем же известием, что они все страшно преданы горячим напиткам (Ж.М.В.Д. XXXVIII, 1852). Но если мы обратимся к
судьбам их истории, то эта пресловутая страсть инородцев к пьянству получит совершенно иное значение.
Пермь, Печора (зыряне) и Югра с древних времен вели значительную торговлю
с Великим Новгородом и с дальним востоком, вплоть до Индии. Обширная торговая деятельность могла принести этим
народам цивилизацию; но, с одной стороны, грабежи разнузданной новгородской вольницы, а с другой - московский кабак
сгубили судьбу северных народцев, вымирающих теперь на наших глазах (Кост., Севернорусс. народ. I, 419). Инородцы
с незапамятных времен пили пиво, брагу, кумышку; Новгород Великий с этой стороны не стеснял их ничем, а
Москва ввела к ним кабаки. Как вводился и распространялся у них московский кабак - это можно видеть из
истории города Верхотурья.
В 1597 году Верхотурский житель Вабинов нашел, прочистил и вымостил дорогу
из Соликамска в Сибирь, и здесь, в Пермской земле, где было старое Чудское городище Неромкур, велено было в 1598 году сде-лать
город и острог, а для строения взять денег, между прочим, у Сарыча у Шестакова, из земских и кабацких сборов; но Сарыч и
земские люди в деньгах отказали, сказали, что на кабаке в Чердыни денег нет. Из Москвы на это отвечали, что если в Перми
денег не дадут, то взяли бы сами (Врем., 25 см. 4-6). Поставлен был город, и назван Верхотурье.
Здесь люди воинские, казаки литовские и малороссийские сталкивались с вогулами и остяками, и
вели с ними меновую торговлю. Проезжающих было много, так что инородцы не в силах были исправить ямскую повинность,
и поэтому, в 1660 году, высылают сюда из разных мест крестьян и освобождают их от податей с тем, чтобы они
исправляли ямскую повинность и даром гоняли казенную почту. В то же время вызывают охочих людей из Перми, Вятки и
из других мест. В 1660 году устроен в Верхотурье обширный двор для склада европейских и азиатских товаров, и
заведена таможня. Через восемь лет город уже был тесен для жителей, и занимаемое им пространство теперь
удвоилось, и чем далее шло время, тем знаменитее делалось Верхотурье. Воеводами в нем все были люди известные -
Годуновы, Барятинские, Нарышкины, Лопухин - тесть Петра. Наконец, город удостоился получить и свою собственную
святыню: в 1615 году открыты были мощи св. Симеона Верхотурского. Цветущее состояние города, продолжавшееся
два с половиной века, необходимо должно было отразиться и на кабаках. Москва всегда избирала для кабаков бойкие
и торговые места, и потому несомненно, что и верхотурский кабак явился вскоре после основания города, и
долгое время не переставал возбуждать всеобщее неудовольствие, и собирать около себя пьяниц.
Верхотурские воеводы Барятинский и Языков в 1623 году пишут в Москву,
что с тех пор, как по указу царскому устроен на Верхотурье кабак, то верхотурские служилые люди, стрельцы и
казаки, и ямские охотники, и пашенные крестьяне на верхотурском кабаке многие пропились, а ямские охотники,
пропивая, разбрелись, а пашенные крестьяне от того кабака одолжали и обнищали, воеводы же унимать их
не смеют, боясь кабацкого недобора.
Царь им на это отвечает: "то вы пишите къ намъ, не радея о нашем деле, что кабакъ хотите оставити.
Кабакъ, ведь, заведенъ не вчера, а давно, задолго до московского разорения, и до васъ много воеводъ перебыло
в Верхотурье, но никто изъ нихъ о томъ кабаке немъ не писалъ, а вы, вместо того, чтобъ искать предъ прежнимъ
прибыли, хотите и старое растерять. Все что вы пишете къ намъ не поделомъ, - это отъ лености, или, можетъ быть,
смотрите на Тобольскъ, где кабаки велено снесть, и то не образец. Въ Тобольску кабакъ былъ заведенъ недавно, а
Тобольскъ въ Сибири первый городъ, и тобольскiе служилые и всякiе жилецкiе люди учали пить безпрестанно, и
въ Тобольске потому велено снесть кабакъ, чтобъ сберечь нашихъ служилыхъ и торговыхъ людей, а у васъ, на
Верхотурье, не одни служилые люди пьютъ, а есть много прiезжихъ изъ разныхъ местъ Сибири, и поэтому кабакъ уничтожить
нельзя. И какъ къ вамъ наша грамота придетъ, вы бы заказали крепко, чтобъ служилые люди, ямскiе охотники и
пашенные крестьяне не пропивались, а и опричь тутошнихъ служилыхъ людей и ямскихъ охотниковъ и пашенныхъ
крестьянъ пить на кабаке будетъ кому; а затемъ поручаемъ смотреть накрепко, чтобъ доходы съ кабака передъ
прежними годами собраны были непременно съ прибылью".
"Прежде" - продолжал царь, - "для кабацкаго сбора присылали въ Верхотурье изъ Тобольска худыхъ
тамошнихъ людей [13], которые все ссорились съ верхотурскими воеводами, да и
то постоянно были прибыли, и никто не писалъ, чтобъ снести кабакъ, а теперь верхотурскiй кабак отданъ вамъ, а
для сбора присылаютъ головъ из Казани и изъ Чебоксаръ, выборныхъ лучшихъ людей, такъ какъ же не быть у васъ
прибыли; и вамъ бы однолично порадети, чтобъ нашей казне была прибыль" (А.И. III, 188).
Проходит несколько времени. Воеводу Языкова сменяет князь Пожарский, а этого -
князь Семен Гагарин. 12 декабря 1628 года Гагарин пишет в Москву, что "при Барятинскомъ и Пожарскомъ для
верхотурского кабака вино сидели и пиво варили уговорщики, посадскiе люди, служилые и крестьяне, сидели они
вино у себя по домамъ, въ деревняхъ, и поселамъ, на Тагиле и на Невье, и, сдавъ часть вина на кабакъ, другую
часть пили сами, и за это многiе служилые и посадскiе люди, и пашенные крестьяне стоять на правеже". За такое
усердие Москва благодарила Гагарина и предписывала ему у всяких людей обобрать винные котлы в казну, запретить всем
частным людям курить вино, и варить пиво для казны, а вместо того устроить винную и пивную пивоварню в
остроге, где и заготовлять казенное питье. Предписание это послано было с казаком Тулиновым, но, к счастью сибиряков,
казак этот куда-то пропал, и воевода, прождав ответа до июля следующего года, пишет в Москву, что ответа на свой
донос он не получал; Москва, прописав ему все вышеприведенное, снова наказывает позаботиться, чтобы нашему
верхотурскому кабаку и нашей казне недобора не было, а казака Ивашку за утерю указа велеть бить
батогами (А.И. III, 154).
Получив указ, воевода тотчас же принялся за дело. Котлы обобраны, строго запрещено
варить пиво и курить вино, и велено всем пить на кабаке. Новопостроенная
казенная винокурня ложится новой тягостью на народ, и верхотурские крестьяне пишут царю челобитную, что
устроили у них казенную поварню для варки пива и вина, и от этой поварни им не в мочь стало жить. "Пашемъ мы" -
говорят они, - "на казну десятинные пашни, ставимъ казенные анбары на свои деньги, возимъ дрова на
винокурню по полтора рубля, а намъ платятъ по 20 алтынъ, да насъ еще выбираютъ в целовальники къ
винокурне, и мы вконец погибли и запустели" (А.И. III, 184). Усердие воеводы
идет дальше, на него начинают жаловаться головы и целовальники, и в 1635 году верхотурскому голове
предписывают не давать воеводам вступаться мимо указов, в таможенное и кабацкое дело, чтобы тем
не произвести убыли в казне (А.И. III, 184). Все эти обращения к Москве
скоро умолкают. В Верхотурье, как и в других больших городах, появляется уже несколько кабаков,
пьянство и азартные игры. В 1668 году тобольский воевода отдал на откуп карты и азартные игры; но ему не
только не позволяли этого, да и в Тобольске велели откуп отставить (П.С.З. 436).
В Верхотурье начали присылать голов со стороны. От головы,
присланного со стороны, нечего было ждать милости. Сначала присылали голов из Тобольска, потом из Чебоксар и
Казани, а в наказе верхотурским воеводам 1687 года велят выбирать в кабацкие головы из устюжан, добрых
посадских людей (П.С.З. 15957), но потом уже голов выбирают в Москве, и
на ирбитскую ярмарку для сбора винной продажи посылают сибирского приказа оружейника Василия
Шишенова, который и прежде этого был кабацким головою. Должно думать, что, приехав в Москву, он
хорошо поклонился дьякам, и вот, посылая его теперь в Ирбит, пишут: "тамошнiе головы устюжане
оказались нерадивы, а онъ, Шишеловъ, оказалъ царской казне раденiе, а поручной записи по немъ не сбирать
для того, что въ сказке онъ, Василий, сказалъ, что по немъ изъ Ирбитской слободы, в тамошнемъ сборе,
никто не ручается" (П.С.З. 1603).
В 1692 году опять в Москве выбирают для верхотурского кабака голову
устюжанина, посадского человека Григорья Скорнякова, приводят его к вере по святой евангельской непорочной заповеди,
а в товарищи ему приказывают выбрать верхотурцам целовальников, самых лучших людей. Скорнякову поручают
учинить в кабацком сборе перед прежним прибыль, которая бы была прочна и стоятельна, и всяким людям не
в тягость (П.С.З. 1433).
В 1695 году головою снова выбран был устюжанин. В 1698 году заведены были в Сибири
казенные винокуренные заводы. Воеводам предписано было купить хлеба, выкурить вина, а если по смете
окажется это выгодным, то продолжать это дело непрерывно, и на покупку припасов, держать рублев по 300,
или по 400, или больше (ib. 1652). С конца XVII века массы беглых людей направляются
в Сибирь. Дорога шла через Верхотурье (Верг, Перм. Грам. 115), а потому здесь вместо одного,
существующего доселе кабака, возникло несколько. Но в 1753 году уничтожена была верхотурская таможня, и
Верхотурье стало незна-чительным уездным городишком с несколькими кабаками...
Так точно распространялся и укоренялся кабак по всей северо-восточной
окраине московского царства. Палицын доносил на мангазейского воеводу следующее: "прiедут" - говорил он, -
"Самоеды съ ясакомъ, воевода и жена его посылаютъ къ нимъ съ заповедными товарами, съ виномъ, и они
пропиваются до нага, пропиваютъ ясакъ, который они привезли, собакъ и бобровъ, и платятъ ясакъ оленьими шкурами;
иные съ себя и съ женъ своихъ снимаютъ платки изъ оленьихъ кожъ и отдаютъ за ясакъ, потому что все
перепились и переграблены" (Сол. IX, 140). Руководствуясь этими целями, воеводы,
отправлявшиеся в Сибирь, возили за собой целые обозы вина. Якутскому воеводе, Голенищеву-Кутузову, в
1638 году велено взять с собой "для иноземныхъ ясачныхъ расходовъ сто ведръ вина горячаго" (Доп. А.И. IV, 46).
В 1644 году якутскому воеводе Пушкину велено взять в Верхотурье и Тобольске на
ленских ясачных людей сто ведръ вина горячего (Доп. II, 264).
Путивльский воевода, Ухтомский, назначенный в 1597 году воеводою в Пустозерском остроге у самоедов,
просил позволения взять с собой 300 ведер вина, по подрядной цене, но ему позволили взять только 50 ведер (А.И. I, 250).
В грамоте царя Василия Ивановича 1606 года лопского погоста крещеным и некрещеным лопарям сказано: "питья къ нимъ
въ лопскiе погосты, винъ и медовъ, на продажу изъ Великаго Новгорода не привозить". Грамота эта подтверждалась в 1615,
1648, 1659 годах.
Но запрещение это не мешало заводить у лопарей кабаки. Царь Алексей Михайлович в 1658 году
пожаловал Никону в Новый Иерусалим и в Крестный монастырь в Каргопольском уезде на пропитание реку Еколгу в
Еколгском уезде, и "съ той реки Еколги оброкъ и пошлины и таможенный сборъ и кружечнаго двора прибыль" велено
было выложить из оклада и не брать в царскую казну. Не смотря на это, в 1665 году наехал на лопарей посадский
человек Звягин, стал их грабить, и Никон жаловался на Звягина царю, ссылаясь на указ, которым у лопарей
"кабацкаго питья наметывать и насильства чинить не велено". В жалобе своей Никон умалчивал, в чью же пользу
шла теперь отложенная прибыль с кружечного двора (Зап. Рус. и Слов. Арх. II, 552, 619).
В 1686 году семь лопских погостов снова били челом, что с олонецкого и иных кружечных дворов
в лопские погосты с вином и с пивом и медом целовальники ездят и тем чинят
убытки и разорение крестьянам. Из Москвы пришла новая грамота: "не ездить съ виномъ въ лопскiе погосты"
(А.И. V, 241). Царь Михаил Федорович писал к сибирским воеводам:
"а которыхъ нашихъ людей посылаете къ татарамъ, вогуличамъ и остякамъ собирать казну нашу, и те люди
татарамъ, вогуличамъ и остякамъ чинятъ всякое насильство и посулы берутъ великiя, а в нашей казне ни в чемъ
прибыли не ищутъ; въ пьянстве у васъ многiе люди бьются и режутся до смерти". Пушкин и Супонев доносили
на воеводу Петра Головина, что торговые и промышленные люди ходят к нему на двор человека по два и по
три ночью, а сходят де от него со двора пьяны (Доп. II, 264; III, 35,41).
"Воеводы", - говорил указ 1695 года, "забывъ ихъ государей крестное
целованiе и презря жестокiе указы, каковы въ наказехъ написаны, многое вино и разные товары черезъ указъ въ
Сибирь провозятъ, и сверхъ того въ Сибири вино курятъ, и темъ виномъ многую корысть себе чинятъ, и на
кружечныхъ дворахъ вина на продажу записываютъ малое число, в годъ инде по 20 и по 10, а инде написано в
продаже одно ведро, а въ иной годъ ни единаго ведра продать не дали, и отъ того то государево вино
оставалось, истекало и пропадало безнадежно; да они жъ, воеводы, провозят вино и всякие товары
безпошлинно" (П.С.З., 1511).
В 1698 году послано было в Сибирь следующее
наставление: "а которые питухи озадорятся и напьются пьянствомъ безобразнымъ, и учнутъ деньги, платье,
товары, мягкую рухлядь своего промыслу въ закладъ или въ мену пропивать, и такихъ унимать, и, обравъ
его всего, въ особый чуланъ, чтобъ проспался, положить, а какъ проспится, по вине смотря, наказавъ его
словами, или высечъ батожьемъ, все ему отдать въ целости, а взять только по правде, сколько онъ пропилъ,
а лишняго, чего онъ не помятуетъ, отнюдь не имать, и въ государеву казну не класть, и гораздо смотреть,
чтобъ никто черезъ свою силу не пилъ, и отъ безсмертнаго питья до смерти бъ не опился, и душу свою
навеки не погубил..." (П.С.З. 1655).
Как видно из грамоты 1627 года цивильскому (Каз. губ.)
воеводе Матюшкину, черемисы в это время платили еще медвяный оброк и оброк с бортных угодьев
(Сб. Мух. 209), и ни слова еще не было о запрещении питей. Но потом татарам, мордве, черемисе,
точно так же, как самоедам и якутам, приготовление домашних напитков было запрещено, а велено
было им покупать вино и пиво на кружечных дворах тех городов, куда они причислены...(Указ о прод. питей 1681)
В наказных статьях нерчинскому воеводе 1696 года было сказано, "чтобъ князцы и служилые
люди были подъ его царскаго величества высокою рукою въ вечномъ холопстве, и не смели бы держать у
себя иноземскаго кумыса" (П.С.З. 1542). В 1653 году велено было кликать в якутском остроге, чтобы служилые люди
"пивъ, брагъ и кваса хмельного безъявочно не варили и на продажу не держали, а когда нужно сварить, брали бы явку;
чтобъ банные откупщики безъявочно меду не ставили, пьянаго кваса дрожжениковъ, б... и корчмы не держали;
а буде служилые, торговые, промышленные и всякiе люди учнутъ у себя по подворьямъ или въ торговой бане зернью
и карты и всякою проигрышною игрою играть, и корчму и блядьню держать, - тех людей брать въ съезжую избу".
Тюменскому воеводе в 1699 велено было поступать с корчемниками со всей жестокостью.
Таким образом к концу XVII века мы находим московские кабаки, а следовательно и преследование корчемства,
в Енисейске (основан в 1619), Якутске, Иркутске, Ишме, в Мангазеи (основан в 1600), Томске (основан в 1604),
Кузнецке (основан в 1618), Нарыме (основан в 1595), Кети, Сургуте (основан в 1593), Березове (основан в 1593),
Тюмени (основан в 1586), Пелыме (основан в 1592), Туринске (основан в 1601) и т.д.